Между тем такая ситуация, по мнению участников рынка, спровоцирована отсутствием в законодательстве действенных мер ответственности для недобросовестных предпринимателей. На сегодняшний день деятельность парикмахерских регулируется ФЗ «О техническом регулировании», вступившим в силу в июле 2003 года. До его принятия действовала норма об обязательной сертификации парикмахерских услуг. Новое законодательство сделало сертификацию добровольной, однако право на получение безопасной и качественной услуги никто не отменял. Только вот праву потребителя у нас почему-то не соответствует обязанность предпринимателя предоставить качественную, безопасную услугу.
Потребитель рискует быть обманутым уже на пороге бытового учреждения: к примеру, вывеска с надписью «Салон красоты» не гарантирует получение услуг люкс-класса. Хотя цены наверняка будут «элитными». По словам Татьяны НОВОСЕЛОВОЙ, президента Содружества парикмахеров и косметологов г. Омска, никакого реестра действующих парикмахерских в регионе не ведется.
— По данным нашей организации, их насчитывается около 500, Роспотребнадзор озвучивает цифру 420. А отсюда получается, что сказать, где парикмахерские находятся, какого уровня услуги оказывают и насколько эти услуги безопасны для потребителей, достаточно сложно, — заметила госпожа НОВОСЕЛОВА. В такой ситуации добровольная сертификация могла бы стать одним из вариантов решения проблемы. В Омске работает аккредитованный орган по сертификации — ООО «Центр сертификации и менеджмента».
Однако популярностью среди владельцев парикмахерских сертификация не пользуется: только двое из них имеют соответствующие свидетельства. Причем выданы они еще в 2004 году. Между тем стоимость услуги невелика: 2000 рублей за один день работы специалиста, а сам сертификат выдается сроком на 3 года. Как отмечает директор ООО «Центр сертификации и менеджмента» Людмила МУШТАЛЕРОВА, «наличие сертификата не является неким оберегом, спасающим от нашего контроля.
— Чтобы система добровольной сертификации заработала, необходим по-настоящему зрелый рынок. Ведь те же риэлторы и страховые компании смогли договориться о правилах игры. У нас же достаточно много парикмахеров работает на дому, предпринимателями не являются, но имеют при этом обширную клиентскую базу. Им добровольная сертификация абсолютно не нужна, — комментирует ситуацию директор салона красоты „Алина“ Татьяна ЕРЕМЕНКО.
В то же время все эксперты склоняются к тому, что ситуация на рынке парикмахерских услуг принципиально не изменится до тех пор, пока законодательно не будут предусмотрены меры ответственности за оказание некачественных и самое главное, небезопасных услуг. Пока власти и контролирующие органы не возьмутся за решение проблемы всерьез, для потребителя поход в парикмахерскую будет сродни лотерее: повезет — не повезет. Но свести риск к минимуму все-таки можно, если проявить элементарную наблюдательность. Оценить чистоту помещения, посмотреть, убраны ли волосы после предыдущего клиента, проконтролировать, чтобы инструменты были продезинфицированы — все это в конечном итоге позволит потребителю быть уверенным в своей безопасности. Ведь все-таки есть парикмахерские, которые заботятся о клиентах и своей репутации.
Жанна СЕРГЕЕВА