Мы из METRO
«Здравствуйте, мы из компании „METRO“ — с такими словами к нам пришли две девушки, — рассказал „КВ“ генеральный директор ОАО „Особое конструкторское бюро “Карат», Георгий ВИХОРЕВ, — рассказали о грядущем открытии гипермаркета, о том, что покупки там можно сделать только по карточке покупателя и что могут дать не более пяти таких карточек на организацию, взяли все официальные данные юрлица: ИНН, адрес, название и ушли. А недели через две появились другие две девицы, которые заявили, что карточек могут дать сколько угодно, включая даже родственников и знакомых. Я заверил список получивших карты и подписал договор: что ж, хотят сотрудники продукты подешевле — пускай покупают. Предприятие же ничего на этом не теряет. Мне еще перезванивали из METRO, спрашивали: действительно ли приходили к нам их рекламные агенты и работают ли на самом деле указанные в списке лица на нашем предприятии.
Аналогичную историю рассказали еще в паре кампаний, а кое-где руководители заявили, что видели, как у сотрудников появились карты покупателей, но сами ничего не подписывали. Образец договора размещен на официальном сайте METRO. В пункте первом сказано: «METRO продает товары Клиенту в магазинах оптовой торговли для их использования исключительно для последующей перепродажи в розничной торговле или для профессионального использования». А в рубрике «Вопрос — Ответ» на прямой вопрос: «Как получить карту клиента METRO?» — дан официальный ответ: «Держателями карточек клиента могут быть организации (юридические лица) или частные предприниматели, представившие пакет документов, необходимых для регистрации».
То есть METRO физическим лицам товары принципиально не продает. В пункте 2 стандартного договора четко сказано: «Карточка METRO может использоваться только уполномоченными представителями Клиента». Это значит, что по бухгалтерии METRO покупателями числятся не люди, а организации, где работают получившие карточки и данные которых рекламные агенты столь тщательно записывали. А заверенный руководителем список владельцев карточек является в качестве приложения к договору доверенностью, дающей право указанным людям совершать покупки в METRO от имени юридического лица.
Скандалы
Один из первых скандалов по поводу покупок в METRO разразился в 2005 году в Казани. Тогда, через несколько месяцев после открытия гипермаркета, сотни предприятий города получили накладные на товары, приобретенные их сотрудниками для личных целей. Как написала газета «Вечерняя Казань», руководители ряда предприятий, опасаясь претензий со стороны налоговых органов, изъяли карточки торговой сети METRO у своих сотрудников. Чуть позже аналогичный скандал разразился в Екатеринбурге — об этом сообщает информационное агентство «УралБизнесКонсалтинг».То же самое случилось в Перми (см. статью «Скандал в METRO» в пермской газете «Business — class» от 12 июня 2006 года) и в Оренбурге, где статья о данной ситуации в местной вкладке «Коммерсанта» так и озаглавлена «Побег из METRO». Там же, кстати, сообщается, что якобы в адрес предприятий, в которых работали люди, совершившие покупку в METRO, «стали приходить счета на уплату налога на добавленную стоимость».
Проблемы
С одной стороны, в официальной рубрике «Вопрос — Ответ» на сайте METRO сказано, что «все клиенты приобретают товары по ценам с НДС». С другой, там же, на сайте, представлен образец ценника, где указаны две цены: с НДС и без:
И в самом деле: зачем указывать цены без НДС, если компания однозначно заявляет, что платит этот налог? Может, здесь возможны какие-то финансовые нюансы специфики мелкооптовой торговли? Впрочем, директор управляющей компании «Геомарт» Арсен ПОНОМАРЕВ считает, что данный ценник — всего лишь рекламный трюк, чтобы цена казалась меньше, а все товары продаются в METRO все же с НДС: «Правда, срабатывает это только при первой покупке».
Гораздо больше неприятностей предвещает продажа METRO товаров якобы юридическим лицам. У немецкой компании отчетность будет при этом в порядке. А вот омских руководителей налоговики могут спросить: а куда вы оприходовали товары, приобретенные в METRO — «для последующей перепродажи в розничной торговле или для профессионального использования»? «Скажу, что продал или безвозмездно передал своим сотрудникам», — попытался ответить «КВ» руководитель одной из омских фирм. Но в таком случае налоговая инспекция вправе задать следующие вопросы: если продал — где движение товаров по бухгалтерии, а если раздал, то сотрудники должны заплатить с материальной выгоды подоходный налог.
Зачем?
И в самом деле: зачем солидной иностранной компании все эти скандалы при откртытии новых гипермаркетов? По данным на конец 2006 года,в России был открыт 31 торговый центр METRO, и все они нормально работают. В одной из омских рекламных фирм предположили, что чуть ли не бесконечное число выданных перед открытием карточек клиента при декларированных не более пяти на организацию — это просто PR-ход. Дабы в первые недели, а то и месяцы был стабильный поток покупателей, а потом число «доверенных лиц» все же уменьшат до пяти.
— Не уменьшат, — считает Арсен ПОНОМАРЕВ. — Иначе разорятся. Все их гипермаркеты по России обслуживают прежде всего физических лиц, хотя декларируют продажу только юридическим.
Что же касается скандалов, то сначала многие предприятия в ряде городов объявляли бойкот своим METRO, но потом, по данным «КВ», видя, что налоговые инспекции никого не наказывают за явное, но формальное нарушение, постепенно «приоткрывали двери». Надо сказать, METRO со своим принципом «Говорить одно, делать другое» вполне вписался в российскую действительность. Тем более, в том же стандартном договоре компании есть очень показательная фраза: после слов о том, что карточкой могут воспользоваться только уполномоченные представители Клиента, сказано: «Представителя Клиента могут сопровождать до двух помощников».