— Олег Равильевич, с какими результатами «МегаФон» завершил свой первый год в Омске?
— На то, чтобы сразу «оторвать» большой кусок «рыночного пирога», мы, конечно, не рассчитывали, поскольку на омский рынок выходили последними из операторов «большой тройки». Так что это был год нашего поэтапного вхождения на рынок. Задачу мы ставили перед собой совершенно конкретную — отладить работу сети и активно ее развивать. На первом этапе мы предоставляли абонентам специальные льготные условия, которые помогли нам сразу же выявить и устранить все узкие места. Но их, надо отметить, оказалось не много, потому что в Омске мы имели уникальную возможность не повторять чужих ошибок и практически сразу обеспечили полное покрытие территории города с очень хорошим качеством. Но при этом задействовали существенно меньшее количество базовых станций. На втором этапе, не менее для нас важном, мы стали активно развивать сеть в Омской области. В течение года были закрыты все «белые пятна» в ближайшем пригороде, а также по Транссибирской магистрали в пределах Омской области. Наша сеть уже работает в южном направлении — Таврическом и Азове. Скоро запускаем базовые станции в Чернолучье, в Красном Яре, в Крутой Горке.
— В Омске новые базы уже не строите?
— Строительство продолжается, но темпы уже не такие, естественно. Качество работы сети в Омске достигло на сегодняшний день максимальных значений, а новое строительство ведется только с целью перераспределения трафика. Так что основное внимание мы будем уделять развитию сети в области. В стратегических планах — вся Омская область: мы планируем развиваться по основным транспортным магистралям и строить базовые станции в крупных населенных пунктах.
— Вы довольны темпами прироста абонентской базы?
— Всегда, конечно, хочется большего. В прошлом году, на момент запуска, мы вообще ставили рекорды, когда количество подключений в день достигало трех тысяч. Довольно быстро мы сформировали базу из 50 тысяч абонентов. На сегодняшний день у нас порядка 60 тысяч. Такой темп я оцениваю как нормальный. Новые абоненты подключаются, процесс идет достаточно активно. А то, что абонентская база пока остается на этом уровне, объясняется жесткой учетной политикой — самой, на мой взгляд, жесткой среди всех операторов «большой тройки». Мы считаем так: если владелец SIM-карты не разговаривал в течение 90 дней, то он уже не является нашим абонентом и его SIM-карту мы блокируем. Что касается перспектив, то мы начинаем сегодня активно входить в корпоративный сегмент.
— Какими предложениями хотите заинтересовать корпоративных клиентов?
— Все наши предложения, на мой взгляд, достаточно интересны. В рамках одного универсального корпоративного тарифного плана, например, мы даем возможность выбрать индивидуальные тарифы для каждого сотрудника. При этом есть возможность расставить и приоритеты. Например, за небольшую абонентскую плату вызовы внутри корпорации можно сделать вообще безлимитными. Есть возможность купить корпоративный пакет даже на два номера, а при покупке пакета на 11 номеров и выше корпорация получает бонус — один номер с безлимитным тарифом. Если в пакете больше пятидесяти номеров, то один абонент вообще получает номер с бесплатным исходящим трафиком.
— Какие технологические новинки ожидаются в ближайшее время?
— «МегаФон» работает на оборудовании последнего поколения, которое позволяет получить от сотовой связи все, что только возможно. В том числе высокоскоростной доступ в Интернет на базе технологии EDGE, которая обеспечивает скорость большую, чем технология GPRS. Причем омичи в этом смысле имеют преимущество, поскольку сеть в Омске новая и EDGE поддерживают все наши базовые станции. Я сам активно пользуюсь этой услугой, кстати. Есть у нас специальный тариф для мобильного офиса — «МегаФон-Модем», на котором стоимость одного мегабайта входящего трафика весьма приемлемая. Тестируется уже и мобильное телевидение. Работает интернет-магазин телефонных номеров, в котором каждый желающий может сам себе подобрать свой будущий телефонный номер с учетом любимых цифр, домашнего адреса, личного гороскопа или каких-то иных предпочтений. С 1 ноября мы запустили еще одну уникальную услугу — «Живой баланс». Остаток на своем лицевом счете каждый абонент может теперь увидеть на экране телефона в режиме реального времени.
— А если «нулевой баланс», то что?
— Есть так называемый кредит доверия. Если у абонента неожиданно закончились деньги, то он может ввести с клавиатуры телефона определенную команду и компания продолжит предоставлять услуги на сумму от 70 до 900 рублей в течение двух месяцев.
— Когда в Омске появится сеть третьего поколения — 3G?
— Лицензия, как вы знаете, была получена «МегаФоном» в мае этого года на всю территорию России. И технически мы к этому готовы. Мы сразу строили омскую сеть с учетом того, что здесь будет 3G. В Санкт-Петербурге и в Москве «МегаФон» уже тестирует сети третьего поколения. Работает сеть 3G у дочерней компании «МегаФона» в Таджикистане. Правда, вопрос пока еще в расценках на сервисы 3G. Предлагая, например, услугу высокоскоростной передачи данных, оператор сотовой связи сразу становится конкурентом традиционных интернет-провайдеров, значит, должен предложить пользователям сопоставимые тарифы. Все это сейчас обсуждается в компании, идут переговоры с акционерами. В том числе и по конкретным городам, где первыми будут запускаться сети 3G. Думаю, что Омск тоже будет среди них.
— «МегаФон» — один из немногих операторов, который не ввязывается в ценовые войны. Почему?
— Это наша принципиальная позиция, поскольку в ценовых войнах теряют все их участники. Мы это видели на практике в 2005 году, когда в ряде регионов столкнулись интересы двух крупных операторов — и потеряли оба! Сейчас выручка по России у всех операторов «большой тройки» почти сравнялась. У всех примерно по 30% рынка. Остальные 10% у региональных операторов. Уверен, каждый из федеральных операторов может отвоевать себе еще 5% российского рынка, но это не оправдает затрат на такую войну. Нельзя сказать, что рынок уже устоялся, но он очень близок к насыщению.
— Но рост рынка в Омске еще возможен, на ваш взгляд?
— Рынок Омска тоже близок к насыщению. Уровень проникновения сотовой связи, по некоторым оценкам, свыше 100%. Но если считать не по SIM-картам, а по активным абонентам, то резерв для роста еще есть. Думаю, выбор оператора абонентом будет во многом зависеть и от качества услуг, и от целого комплекса дополнительных услуг, и от сервиса, и от инновационных рыночных предложений. И в этих направлениях мы работаем каждый день, так как понимаем, что будущее зависит и от нас тоже!