Оптовые цены Омскнефтепродукта, единственного на омском рынке поставщика нефтепродуктов Омского НПЗ, растут уже полтора месяца. А за последние две недели, по словам директора ООО «Гелея» Аркадия КАЛЬНИЦКОГО, подпрыгнули вверх на 4 тысячи рублей. Оптовые цены компания поднимает для джобберов как по графику — дважды в неделю. И проблема омского рынка в том, как уверяет Аркадий КАЛЬНИЦКИЙ, что получить бензин или дизельное топливо владельцам омских сетей АЗС по прямым договорам с производителем (Омским НПЗ) практически невозможно. Омскнефтепродукт контролирует не только опт, но и розницу собственными и арендованными АЗС, и это дает компании широкие возможность для манипулирования ценами.
Поднимая оптовые цены и сдерживая розничные, Омскнефтепродукт, как считает Аркадий КАЛЬНИЦКИЙ, попросту выдавливает с омского розничного рынка остальных операторов. Рентабельность автозаправочного бизнеса уже снизилась до минимума. При реализации АИ-98, например, рентабельность не превышает уже 5%. Для дизельного топлива — 10%. Чуть выше рентабельность только для АИ-92. К тому же сегодняшняя ситуация осложняется тем, что Омскнефтепродукт снизил объемы поставок нефтепродуктов для своих джобберов. И, как результат, только АЗС компании-монополиста не ощущают нехватку бензина марок АИ-92, АИ-98 и дизтоплива.
Острый дефицит нефтепродуктов, как отмечает управляющий сетью АЗС «Топ-Лайн» Роман ВОЛЬФ, ощущается на омском рынке уже полтора месяца. А сегодня «Топ-Лайн» не может получить даже давно оплаченные объемы бензина АИ-92. А тот бензин, который удается получить, приходится транспортировать с самой дальней нефтебазы компании — из Тарского отделения сбыта. Причем проблемы есть не только с бензином Омского НПЗ. Задерживаются поставки бензина и Уфимского завода.
— Недавно мы получили партию бензина АИ-92, который заказывали в Уфе еще в октябре, — пояснил Роман ВОЛЬФ. — И странно слышать публичные уверения руководства нефтяных холдингов, что никакого дефицита бензина в России сегодня нет. По информации от своих коллег из других городов я знаю, что дефицит ощущается и в Тюмени, и в Новосибирске, и в других городах. Видимо, дефицита нет только в Москве и Санкт-Петербурге. Да и то в Москве в начале ноября, насколько я знаю, простаивали даже не отдельные АЗС, а целые сети.
Результат такого роста цен и дефицита бензина, по мнению участников рынка, весьма предсказуем. Если сегодня, как говорит Аркадий КАЛЬНИЦКИЙ, независимые операторы создают хотя бы какую-то конкуренцию розничной сети Омскнефтепродукта, то уже скоро весь омский рынок будет монопольно контролироваться компанией «Газпром нефть».
Между тем в самом Омскнефтепродукте «КВ» заверили, что джобберы сильно сгущают краски. По словам первого заместителя генерального директора ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» Людмилы СИДОРОВОЙ, бензин марки АИ-92 в настоящий момент отпускается компанией оптом по всем заявкам и в необходимом для оптовиков количестве. Да и в пресс-службе «Газпром нефти» говорят, что объемы производства бензинов за последние полтора месяца на ОНПЗ нисколько не снижались. Загадка?