Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

С водородом придется подождать

28 ноября 2007 15:33
0
2156

О том, как обстоят дела с водородной энергетикой в мире и у нас в стране, собравшимся за круглым столом рассказал коммерческий директор ОАО «Сибзавод-Агро» Юрий ФИЩЕВ. Хотя большая энергетика к водородной тематике относится свысока, альтернативное водородное топливо все активнее внедряется в жизнь. На конец 2006 года во всем мире эксплуатировалось уже около 5 000 малых стационарных электростанций мощностью до 10 кВт, в текущем году планируется запустить еще 3 000.

На начало этого года во всем мире работало 140 водородных АЗС, в 2008-м их количество должно удвоиться. Компания General Motors заявила о планах по строительству 12 тысяч водородных АЗС, поскольку развитие водородной инфраструктуры является одним из основных препятствий развития водородного транспорта. Ведущие мировые автомобилестроители уже выпускают «БМВ», «Вольво», «Мазду», «Хонду», «Тойоту» и «Шевроле» с двигателями, работающими как на традиционном, так и на водородном топливе.

Впервые водород был применен в качестве топлива в блокадном Ленинграде, на нем ездили 400 грузовых ГАЗов. В 70-80-е «Волги», ЗИЛы, «Москвичи» и РАФы выпускались с двигателями, работающими на нефтеводородной смеси. А в последние годы ВАЗ совместно с Уральским механико-химическим комбинатом пытается доработать водородный генератор с «Бурана» для «Жигулей».

— Пока не будет дешевых источников получения водорода, выгоднее использовать углеводороды, — считает директор Института проблем переработки углеводородов СО РАН Владимир ЛИХОЛОБОВ. — Наш институт занимается очисткой водорода из метана, но главная проблема в его доставке. Пока для перевозки используют водородные контейнеры, где газ связывают с помощью сорбентов, однако материалов, которые сорбировали бы многократно, не существует.

Институт проблем переработки углеводородов вот уже пять лет задействован в федеральной программе по водородному топливу, инициированной Норильским никелем. Для перевода автотранспорта на водородное топливо потребуется 50 — 70 тонн палладия, мировым лидером по производству которого как раз и является Норникель. Кстати, 2 ноября совет директоров ГМК «Норильский никель» принял решение о выделении своих энергетических активов в ОАО «ЭнергоПолюс», которое и будет заниматься проектом по водородной энергетике.

В конце 90-х крутогорский Химзавод №3 подготовил инвестиционный проект по выработке водорода, но не реализовал его из-за дефолта. С тех пор водородной тематикой в нашем регионе, кроме Института проблем переработки углеводородов, никто толком не занимается. Во всяком случае, участвовавшие в круглом столе представители НТК криогенной техники, Омскоблавтотранса, департамента транспорта, СибАДИ и ОмГТУ в дискуссии участия практически не принимали, все больше отмалчивались.

— Мнение одно — проситься в федеральную целевую программу и выделить региональный аспект, — подытожил круглый стол его инициатор начальник управления оборонной промышленности, транспорта и связи Валерий ЛОСЬ. — Водородная энергетика для нас пока экзотика, за счет собственных средств Омской области заниматься ею нереально. Эта тематика — прерогатива государства, а регионы должны подключаться по мере возможности.

Как заявил в Риме глава Минтопэнерго Виктор ХРИСТЕНКО, «коммерческое использование водородной энергетики в России начнется в 2015 году». За последние годы в российский водородный проект инвестировано 400 млн долларов, а в ближайшее время обещают направить еще более 1 млрд. Кто знает, может, из этого миллиарда и нашему региону что-то обрыбится.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.