Вот уже 17 лет мы живем в так называемом переходном периоде — в процессе демонтажа тех технико-социальных систем, которые существовали в Советском Союзе, и создания новых систем, соответствующих рыночной экономике западного образца. Россия находится на пороге большого энергетического кризиса, ибо процессы, происходящие в энергетической отрасли, от которой ждут наращивания ее темпов, свидетельствуют, что без серьезных мер по замене и модернизации основных производственных фондов эта цель в короткие сроки не может быть достигнута.
Иллюзия благополучия
Еще в 2006 году президент РФ Владимир ПУТИН заявил: «Сегодня нам становится очевидно, что естественным ограничителем при решении задачи удвоения ВВП за 10 лет является нехватка энергетических мощностей, дефицит, с которым мы уже столкнулись». К сожалению, после 1990 года электроэнергетическая отрасль России практически не развивалась. Почему-то в последние полтора десятка лет под понятием «энергетика» в правительственных кругах подразумевались нефть и природный газ, но это лишь топливные ресурсы, имеющие, конечно, отношение к энергетике, а сама электрогенерирующая отрасль слабела, устаревая морально и физически.
Существенный спад потребления энергии в промышленности создал иллюзию благополучия в электроэнергетике, возникли даже избытки электрических мощностей, поскольку промышленность до сих пор еще не вышла по потреблению электроэнергии на уровень 1990 года. Износ основного оборудования электростанций достиг 65% оно в большинстве своем отработало не только расчетный, но и так называемый парковый ресурс. В то же время промышленное производство начинает постепенно оживать, рост потребления электроэнергии за последние пять лет увеличивался на два процента ежегодно, а нынче он подскочил практически на пять процентов.
В целом по стране РАО «ЕЭС России» удовлетворяет только 10 процентов от объема заявок на подключение новых объектов, тем самым став главным тормозом на пути роста экономики России. Но если до настоящего времени в качестве главной причины низкой инвестиционной активности в энергетике считался недостаток финансовых ресурсов, то сегодня нас серьезно настораживает состояние одной из ведущих фондообразующих отраслей. У современной распространенной категории управленцев либерального направления, идеологом которых выступает глава РАО «ЕЭС» Анатолий ЧУБАЙС, бытует мнение, что деньги решают все и при обеспечении финансирования тепловые электростанции будут расти как грибы. Это глубокое заблуждение, ибо деньги будут, а электростанции в желаемые сроки не будут построены. Правительство обещает ввод 41 млн кВт электрической мощности за пять лет, но это ничем не подкрепляется. Нужна программа возрождения из кризиса энергомашиностроительного комплекса с государственными серийными заказами.
В доперестроечный период вся страна строила электростанции, а после 1991 года городские ТЭЦ оказались не в муниципальной собственности, на территории которой они находятся и должны служить прежде всего для обеспечения теплом жилищно-коммунальных объектов и бюджетных организаций, а в собственности акционерных компаний, за счет 51% акций контролируемых государством, хотя интересы новых сформированных энергетических компаний зачастую расходятся с интересами промышленности и населения.
Строительство тепловой электростанции, конечно же, начинается с разработки проекта, но, к нашему разочарованию, приходится констатировать, что после 1991 года действующие ТЭС утратили живую связь со своими проектными организациями, а ведь в прошлом четко было определено районирование территорий, за которыми были закреплены генеральные проектные организации, такие как Теплоэлектропроект, ВНИПИэнергопром, Гидропроект, Энергосетьпроект. Перестройка разрушительно подействовала на проектные организации, растерявшие в период экономического кризиса свои квалифицированные кадры, на подготовку которых уходили целые десятилетия.
В настоящее время для выбора проектной организации заказчик объявляет тендер, но как это может выглядеть, когда проектные организации потеряли свою силу, несмотря на высокую автоматизацию и механизацию проектного производства. Строительство тепловой электростанции не может быть начато без разработанной стратегии наращивания строительно-монтажных работ и, соответственно, строительных мощностей. К этой работе в настоящее время РАО «ЕЭС России» не готово. Очень серьезной проблемой стал вопрос о комплектовании энергетических строек оборудованием и материалами и прежде всего это проблема наличия подготовленных кадров, которых сейчас практически нет.
Кадры, которых нет
Очень тревожит вопрос подготовки и набора персонала по срокам и профессиям. В доперестроечный период этот вопрос решался проще, так как электростанции строились во всех регионах бывшего Союза, кадры были, и уровень их подготовки был довольно высоким. К тому же на строящихся электростанциях возводилось жилье для персонала эксплуатационных и строительных организаций. Теперь мы и этого лишены.
Практика показывает, что руководящий инженерно-технический персонал (начальники цехов, лабораторий) должен набираться в штат за два-три года до пуска электростанции (а не за 6 месяцев) для возможности изучать проектную документацию, давать предложения по ее корректировке, осуществлять контроль при строительстве и монтаже. При этом подбираемые на должности начальников цехов специалисты должны иметь практический опыт работы не только в эксплуатации, но и на пусковых энергетических стройках, чего сейчас нет, и вопрос этот вырос в исключительно серьезную проблему. В вузах подготовка энергетиков-станционников все больше и больше переходит на коммерческую основу, что, безусловно, вызывает негативные последствия.
Так, например, руководство ТГК-11 продекларировало, что первый энергоблок будущей омской ТЭЦ-6 будет введен в эксплуатацию в 2012 году, но при этом никаких действий по подготовке персонала не предпринимает и не делает заказов на целевую подготовку специалистов на кафедры с выпускающей специальностью «Тепловые электрические станции». При правильном подходе к решению этого очень важного вопроса можно вводить в учебный процесс вузов в зоне строящегося объекта специальные дисциплины под конкретно внедряемое оборудование и новые технологические процессы, однако руководители территориально генерирующих компаний не идут на организацию целенаправленной подготовки или не понимают этой проблемы, не думая о перспективе.
Приходится с сожалением констатировать, что с разрушением строительных и монтажных трестов в России фактически ликвидированы пусконаладочные подразделения, находившиеся в их составе. Создание наладочных, а тем более пуско-наладочных структур нельзя решить наскоком, они — результат многолетнего подбора и подготовки персонала наладки. Представляют ли, например, руководители ТГК-11 весь этот комплекс важных вопросов, требующих наличия высококвалифицированных специалистов с их ответственностью за строительство современной тепловой электростанции? Вот уже два года идут разговоры и заявления о строительстве омской ТЭЦ-6, а до настоящего времени даже нет согласованного технико-экономического обоснования. С такими темпами первый энергоблок ТЭЦ-6 может быть пущен не ранее, чем в 2015 году.
Крен на тотальную децентрализацию
В большинстве регионов России, и в частности в Омске, вот уже в течение последних пятнадцати лет настойчиво ведется строительство местных котельных в ущерб развитию комбинированной выработки энергии. Но такое развитие отопительной системы за счет местных котельных мы проходили сто лет назад. Средства уходят на строительство местных котельных (пока при низкой цене на газ), а мощная система теплофикации начинает разрушаться. Только комбинированное производство электрической и тепловой энергии в составе централизованного теплоснабжения дает существенную экономию топлива. За счет комбинированного производства энергии в целом по России достигается ежегодная экономия топлива в размере не менее 20 млн тонн, а следовательно, значительно сокращаются вредные выбросы в атмосферу.
Примером для России в этом вопросе может служить королевство Дания, где еще в 1979 году были сформулированы законодательные требования к централизованному теплоснабжению, когда каждая потребляемая гигакалория тепла должна вырабатываться комбинированным способом. Что это дает? А то, что Дания с некоторых пор не заимствует энергоресурсы извне.
Индивидуальные источники теплоснабжения, конечно же, имеют право на существование, но делать крен на тотальную децентрализацию без определения ее эффективности в сравнении с комбинированной выработкой энергии не следует. Можно ли решать вопросы теплоснабжения по правилам «дикого рынка»? В стране, несмотря на заверения правительства, энергетический кризис надвигается. Федеральный бюджет на современном этапе состояния экономики не в состоянии обеспечить финансирование долгосрочных программ разработки и внедрения энергооборудования так называемой большой энергетики. Таким образом, есть все основания полагать, что ситуация с электроснабжением в регионах при условии подъема промышленного производства может стать критической. Что же делать?
В ближайшие 8-10 лет наращивание электрогенерирующих мощностей в большой энергетике весьма проблематично и поэтому ставка должна быть сделана на развитие малой энергетики с комбинированным производством электрической и тепловой энергии. Приоритетными в развитии малой энергетики могут стать два направления. Одним из направлений (что уже делается, но пока недостаточно) должна стать реконструкция промышленно-отопительных котельных путем установки турбин с противодавлением и других турбин малой мощности, вырабатывающих электроэнергию на базе теплового потребления и выполняющих роль редуктора по снижению давления пара для тепловых потребителей. Так, например, в Омске на предприятиях Омсктехуглерод, Омскшина, Нефтехимсервис введены электрогенерирующие агрегаты суммарной мощностью 72 тысячи кВт.
При газификации котельных появилось второе принципиальное направление реконструкции — применение газовых надстроек с целью рационального использования природного газа с внедрением как традиционно выпускаемых стационарных газотурбинных установок, так и авиационных газотурбинных двигателей. Расчеты по реконструкции ряда котельных в Омском регионе с превращением их в ТЭЦ малой мощности показали, что себестоимость собственной электроэнергии составляет от 18 до 40 копеек за 1 кВт/ч,а срок окупаемости от полутора до трех лет.
Виталий ЛЕБЕДЕВ