Компания «Новые технологии» занимается системами спутниковой навигации уже шесть лет. Имеет и собственную производственную базу — московский завод «Русские навигационные технологии». Как пояснили разработчики, значительного удешевления работы своей навигационной системы им удалось добиться прежде всего за счет использования двойной технологии — GPS/GSM. То есть на автомобиль устанавливается спутниковый навигационный блок GPS, с помощью которого и происходит позиционирование автомобиля на местности, а обмен информацией между машиной и диспетчерским компьютером происходит уже через сотового оператора. В тех местах, где сеть отсутствует, данные записываются на бортовой процессор и передаются диспетчеру, когда GSM-сигнал опять появляется.
В результате, как уверяет директор регионального филиала Александр МАЛИНОВСКИЙ, при среднесуточном пробеге автомобиля в 150 км затраты на поддержание системы в работе не будут превышать 100 рублей в месяц на один автомобиль. GPRS-трафик обходится намного дешевле, чем плата за использование спутниковых каналов. А «Билайн» в качестве партнерского взноса в совместный продукт обещает сделать еще и специальный тариф для услуги «Трансконтроль», чтобы трафик обходился еще дешевле. Не слишком обременителен, по мнению разработчиков, и комплект оборудования. Базовая цена установки на один автомобиль — порядка 20 тысяч рублей.
В остальном (в количестве и качестве сервисов) система «ГИСЛАЙН» не особенно отличается от аналогов, которые предлагают сегодня разработчики систем спутниковой навигации. Кроме функции контроля за маршрутами и скоростями движения транспорта, система «ГИСЛАЙН» тоже имеет ряд дополнительных опций, то есть может дистанционно контролировать расход топлива, работу вспомогательных устройств (закрывание и открывание дверей, например), производственные процессы, температурный режим рефрижератора и так далее. Блок, устанавливаемый на автомобиль, оснащается и специальной защитной системой, чтобы у чрезмерно любознательных водителей не возникало желание «усовершенствовать» его работу.
«Билайн» был выбран в качестве партнера из-за качественного сигнала, как пояснил Александр МАЛИНОВСКИЙ. По его мнению, этот оператор обеспечивает сегодня хорошее покрытие территории. А это важно, поскольку в тех местах, где GSM-сигнал слабый или отсутствует вовсе, невозможно контролировать автомобиль в реальном времени. «Билайн», прежде чем согласился выступить партнером в этом проекте, тоже протестировал систему. И ее качество оператора сотовой связи тоже устроило.
— В европейской части России спрос на системы контроля транспорта заметно выше, — отмечает Александр МАЛИНОВСКИЙ. — В Омске эта услуга продвигается пока еще с большим трудом. Видимо, некоторые предприятия опасаются нововведений. Многие руководители знают, что водители приворовывают. Знают и примерную сумму потерь. Видимо, они готовы им это прощать. Вот, например, небольшое предприятие установило всего три блока на свои автомобили, в результате за восемь месяцев экономия составила 400 тысяч рублей. А были случаи, когда водители сразу увольнялись, как только узнавали, что на их автомобиль будет установлен блок системы контроля. Но нельзя забывать, что система контроля — это лишь инструмент. Нельзя ее поставить и забыть. С ней необходимо работать постоянно. Тогда и экономический эффект будет. Тем более что результата не приходится долго ждать. Оборудование окупается буквально за несколько месяцев.