Директор департамента финансов и контроля Богдан МАСАН доложил, что доходная база бюджета-2008 сформирована в размере 10 млрд рублей, расходная — 10,7 млрд рублей. Около 60% налоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц. Ожидается снижение поступлений от аренды муниципального имущества (194,8 млн рублей), массовая приватизация которого наблюдается в течение текущего года. Первоначальный план программы приватизации добавит в казну 300 млн рублей, еще 182 млн рублей должно поступить от продажи земельных участков.
В 2008 году прогнозируется снижение прибыли организаций Омска (по предварительным подсчетам сальдированный финансовый результат организаций в 2007 году составит 36,3 млрд рублей). Объясняется это сокращением грузооборота и объема выручки ОАО «Транссибнефть» вследствие его структурной реорганизации. Прибыльными видами деятельности остаются транспорт, производство нефтепродуктов, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью. Как доложил директор департамента экономической политики Евгений ФРЕЗОРГЕР, из 27,4 млрд рублей налогов, уплаченных омскими организациями в первом полугодии 2007 года, в городской бюджет поступило всего 2,1 млрд рублей. Объем инвестиций в основной капитал в 2008 году вырастет на 10-12% по сравнению с результатом текущего года в 42,3 млрд рублей. Большая часть капиталовложений направлялась в нефтепереработку, транспорт, эксплуатацию жилого фонда, электроэнергетику, пищевое производство. На 12% ожидается рост в 2008 году оборота розничной торговли — в 2007 году он составит 110 млрд рублей (доля импорта в обороте сохранится на уровне 45-47%). Темп роста промышленного производства прогнозируется на уровне 5-9%. Наибольшие темпы будут наблюдаться в производстве пищевых продуктов, химическом производстве, производстве резиновых, пластмассовых изделий, строительных материалов.
Ожидается, что уровень инфляции в 2008 году составит 6,5-7% (в текущем году он превысит 8%). По оценке департамента экономической политики Омска, сдерживание инфляции будет обеспечено растущим предложением отечественных товаров, усилением конкуренции и снижением монополизма на локальных товарных рынках. Темпы роста цен на непродовольственные товары сохранятся относительно низкими, чего не скажешь о платных услугах. По прогнозам, ускоренный рост цен и тарифов на энергоносители в 2008 году связан с возрастающим дефицитом газа и электроэнергии на внутреннем общероссийском рынке. Оптовые цены на газ в среднем по России будут повышены на 25%, регулируемые тарифы на электроэнергию — на 12%.
Предельный индекс изменения тарифов за ЖКУ в среднем по Омской области установлен на уровне 120%.
Говоря о своем ведомстве, директор департамента городского хозяйства Владимир ПОТАПОВ отметил, что заложенные в бюджете 478 млн рублей составляют лишь 26% от расчетной потребности департамента. Для выполнения необходимых мероприятий в 2008 году департаменту необходимо более 1,7 млрд рублей. Так, капитальный ремонт дорог и мостов профинансирован всего лишь на 7% (около 80 млн рублей при потребности в 1 млрд 150 млн рублей), уличное освещение на 55% (при потребности в 107,5 млн рублей), капитальный ремонт и замена лифтов на 32% (выделено 50 млн, необходимо 154 млн).
— В проекте бюджета не предусмотрены средства на содержание и капитальный ремонт бань, — невесело заметил Владимир ПОТАПОВ. — При этом потребность на эти цели в 2008 году составляет 81,5 млн рублей.
По словам главы департамента, в 2008 году будет проведен открытый конкурс по выбору управляющих организаций для домов, собственники которых не определились со способом управления. Сегодня в Омске таких домов более 2 тысяч (из 6,6 тысячи многоквартирных домов). Определять перечень домов, подлежащих капремонту в первую очередь, будут специально созданные в административных округах координационные советы. В текущем году на 141 млн рублей муниципального бюджета и 35,4 млн рублей федеральный средств ведется капитальный ремонт 69 домов.
Запланированных в проекте бюджета-2008 50 млн рублей на замену и капитальный ремонт лифтов хватит на замену 46 и капитальный ремонт 58 лифтов. В текущем году предполагалось установить 64 новых лифта и отремонтировать еще 79. На эти цели направлено 57 млн рублей, однако темпы работ оставляют желать лучшего (по состоянию на ноябрь заменено только 7 лифтов и 39 отремонтировано).
Владимир ПОТАПОВ отметил, что в 2008 году продолжится работа по строительству дороги от ул. Волгоградской до ул. Конева, которая соединит транспортную сеть Левобережья с будущем микрорайоном Новая Чукреевка. Протяженность новой дороги составит 5,5 км.
— По не зависящим от нас причинам ремонт дорог в этом году, как вы сами видите, начат с опозданием, — заметил Владимир ПОТАПОВ. — Учитывая сезонность работ, они проводятся в сложных условиях. Однако пока претензий по качеству работ от федеральных контролирующих органов не предъявлено. К тому же в соответствии с контрактом гарантийный срок устранения дефектов на объектах составляет от 4 до 8 лет.
В 2008 году в рамках адресной инвестиционной программы планируется ремонт дорог по ул. Лукашевича (от ул. Заозерной до ул. Волгоградской) и ул. Орджоникидзе. Из бюджета города на эти цели пока планируется выделить 35 млн рублей.
Доклады чиновников о проекте бюджета-2008 и прогнозах его исполнения, похоже, не вызвали у депутатов никаких эмоций. Если бы не выступление Виктора АРТЕМЬЕВА и подведение итогов председателя финансово-бюджетного комитета Александра МЯСНИКОВА (ни то ни другое не было похоже на критику), можно было бы подумать, что в горсовете против подготовленного мэрий документа созрел молчаливый заговор. Однако депутатам попросту было нечего сказать. Так, при молчаливом согласии меньшинства (две трети депутатов слушания проигнорировали) Александр МЯСНИКОВ провозгласил, что горсовет представленный проект бюджета одобрил и поддержал.