Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Омские филиалы "ВымпелКома" и "Теле2" сменили руководство.

10 января 2008 19:14
0
2509

Минувший год стал для омских сотовых операторов началом серьезных испытаний. Произошло то, о чем давно предупреждали аналитики: рынок стабилизировался. Бурного роста абонентской базы, который наблюдался несколько последних лет, уже не будет однозначно, поскольку уровень проникновения сотовой связи в Омской области перешагнул в прошлом году стопроцентный рубеж. При сегодняшних ценах на телефонные разговоры становится проблематично завлекать клиента и более выгодными тарифами. Надежда остается только на новые сервисы, основанные на технологиях высокоскоростной передачи данных. Так что весь прошедший год омские операторы соревновались в том, кто откроет перед своими клиентами самую высокотехнологичную перспективу.

Свободных мест нет!

Замедление темпа роста омского рынка сотовой связи в регионе не отрицают и сами операторы, но конкретных цифр они, естественно, не дают, поэтому приходится оперировать данными независимых аналитиков. По информации, например, аналитика международного аналитического агентства J'son & Partners Ирины АСТАФЬЕВОЙ, проникновение сотовой связи в регионе на начало 2007 года было на уровне 100% (при 108% в среднем по России). Рыночные доли в начале года распределялись так: у «Теле2 Омск» — 41% (порядка 840 тысяч), у «МТС в Омске» — 34% (порядка 695 тысяч) и 22% у «Билайна» (порядка 450 тысяч). Замыкал четверку «МегаФон» с 3% (60 тысяч).

К 1 октября 2007 года (более свежей информацией аналитики пока не располагают) проникновение сотовой связи в регионе увеличилось до 116%. При этом существенно выросла и доля «Теле2 Омск» (до 47%), а у остальных рыночные доли уменьшились. У МТС в Омске — до 31%, у «Билайна» — до 20%. Доля «МегаФона» снизилась до 2%. Причем за последний год Омская область, по данным J'son & Partners, стала наверстывать и отставание от других регионов. Темп прироста абонентской базы (с 1 октября 2006 года по 1 октября 2007 года) — 26%, тогда как среднероссийский прирост сотового рынка за этот же период был зафиксирован на уровне 13%. Нетрудно сделать вывод, что весь прирост рынка забрал себе лидер — локальный оператор шведского происхождения.

У другого авторитетного международного агентства AC&M Consulting данные по Омской области несколько иные, но суть от этого не меняется. Проникновение сотовой связи в начале года, по словам аналитика AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, оценивалось в регионе на уровне 95%, а к концу третьего квартала этот показатель вырос до 104%. Иначе Антон ПОГРЕБИНСКИЙ оценивает и рыночные доли омских операторов. Компания «Теле2 в Омске», например, занимала в октябре 41% рынка, а в начале года — 39%. Доля «МТС в Омске», по словам аналитика, не изменилась и составляет 35%. С 23% до 21% снизилась доля «Билайна», и свои неизменные 2% удерживал в течение прошедших 9 месяцев «МегаФон». Кстати сказать, омский «Скай Линк» оба международных аналитических агентства в своих отчетах даже не учитывают. Видимо, по причине незначительности абонентской базы этого оператора.

3G-поддержка

С тех пор как 20 апреля 2007 года Министерство информационных технологий и связи РФ объявило результаты долгожданного конкурса на оказание услуг сотовой связи третьего поколения (3G), шум вокруг введения нового стандарта несколько поутих. Тем не менее получение лицензий стало, по версии «КВ», одним из самых важных прошлогодних событий на рынке. Три имеющиеся лицензии, как и ожидалось, поделили между собой операторы «большой тройки» — «ВымпелКом», МТС и «МегаФон». МТС и «МегаФон» весной обещали вложить в 3G-сети до млрд в ближайшие три года (в 2008 году «МегаФон» намеревался потратить 0 млн), а «Вымпелком» — 0-350 млн в 2007-2008 годах.

Стандарт 3G (IMT-2000/UMTS), напомним, даст возможность абонентам сотовых операторов не только разговаривать с собеседником, но и видеть его на экране своего аппарата. Еще абоненты получат широкополосный доступ в Интернет и смогут воспользоваться интерактивными сервисами, основанными на технологиях высокоскоростной передачи данных. А операторам, по словам директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергея МУРАТОВА, стандарт третьего поколения позволит увеличить емкость сети и повысить качество передачи голосового трафика, что особенно актуально во время пиковых нагрузок на сеть.

По условиям аукциона услуги 3G должны стать доступными для абонентов трех компаний не позже, чем через два года с момента получения лицензии, и все три оператора сразу объявили, что начнут строить сети 3G в крупных городах в 2008 году. Правда, полная ясность сегодня есть только по компании «ВымпелКом». Когда в ноябре Омск посетил исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом» Николай ПРЯНИШНИКОВ, то он заверил «КВ», что компания намерена запустить в коммерческую эксплуатацию сеть 3G в Омске уже в середине 2008 года. А 25 декабря компания публично объявила и о завершении закрытого тендера среди поставщиков оборудования. Победителями признаны два производителя — европейский «Эрикссон» и азиатский «Хуавэй».

Как пояснил «КВ» Сергей МУРАТОВ, все подготовительные работы уже завершены. И как только начнет поступать оборудование, компания приступит к строительству сети. К концу весны, по словам Сергея МУРАТОВА, уже должен начаться этап тестирования. «МегаФон» и «МТС» сроки запуска сети в Омске не конкретизируют, и есть основания полагать, что у «Билайна» сеть 3G заработает быстрей, чем у конкурентов. Кстати, основным поставщиком оборудования для сетей «МегаФона» была выбрана та же шанхайская компания «Хуавэй» (традиционный партнер оператора), а МТС еще в сентябре остановило свой выбор на «Эрикссон» и «Нокиа Сименс», так что «железо» у операторов будет, вероятнее всего, похожим.

Рокировочка

Еще одним весьма заметным событием прошедшего года стала, по версии «КВ», почти одновременная смена руководства у двух крупнейших игроков омского сотового рынка. О кадровых перестановках в ОАО «ВымпелКом» было объявлено 18 июля, когда новым директором омского филиала был назначен бывший руководитель филиала компании в Томске Сергей МУРАТОВ (Олег ГИЛЬБУРД, руководивший омским «Билайном» с октября 2001 года, решил заняться собственным бизнесом в сфере телекоммуникаций). И всего две недели спустя, 1 августа сменилось руководство и в омском филиале шведского холдинга «Tele2 AB». Основателя компании Геннадия ФРИДМАНА сменил на этом посту бывший топ-менеджер «Билайна» — директор Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» Александр СЕРГЕЕВ.

И хотя такая рокировка состоялась по воле случая, все же она наводит на определенные размышления. Региональный директор Сибирского региона ОАО «ВымпелКом» Константин ГОРБУНОВ не зря ведь подчеркивал, что опыт Сергея МУРАТОВА по достижению лидерства на высококонкурентных рынках будет в Омске весьма востребован. Да и Николай ПРЯНИШНИКОВ в ходе своего визита в Омск не скрывал, что ситуация на местном рынке складывается, на его взгляд, не совсем правильная. Высказывал он и недоумение по поводу того, что локальный оператор занял сегодня почти половину омского рынка, а «большой тройке» приходится делить остатки пирога.

Зато вице-президент группы «Tele2 AB» Йонни СВЕДБЕРГ и глава представительства в России Карл-Магнус СТЕНБЕРГ наверняка довольны своим выбором. Филолог-германист и кандидат филологических наук Александр СЕРГЕЕВ работает в отрасли с 1995 года. С 2002 года он занимал должность коммерческого директора Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» и еще три года возглавлял этот филиал, так что все сильные и слабые стороны «ВымпелКома» он знает и полностью готов конкурировать со своими бывшими коллегами. Не исключал Александр СЕРГЕЕВ и возможности реструктуризации «Теле2 Омск», поскольку, по его мнению, всем сотовым операторам необходимо измениться, чтобы быть готовым к работе в условиях очень высокой конкуренции. И это время, похоже, уже настало.

P.S. По данным J'son & Partners, сотовые операторы за 9 месяцев 2007 года уже получили суммарный доход равный их же доходу за 12 месяцев 2006 года. Его размер составил ,7 млрд. Несмотря на то, что темпы прироста доходности во втором и третьем квартале 2007 года снижались, рост рынка продолжается и до конца года может достигнуть млрд.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Сергей МУРАТОВ,
директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:

«Мы не стали гнаться за званием самого дешевого оператора...»

— 2007 год был для сотовых операторов относительно спокойным — как в плане законодательных инициатив, так и с точки зрения развития рынка. Еще в 2006 году проникновение сотовой связи в Омской области перевалило за 100%, соответственно, и рост абонентской базы у операторов серьезно замедлился — в количественном плане расти уже некуда. Другое дело, что при наличии даже 2-3 SIM-карт основную часть времени абонент проводит в сети одного оператора. И вот тут у нас уже есть возможности для роста — быть не «запасным» оператором, а основным. В 2007 году количество активных абонентов «Билайн», находящихся в сети в режиме реального времени, что называется, «здесь и сейчас», выросло в Омской области примерно на пятую часть. Это неплохой показатель, учитывая, что рынок рос не активно. Если говорить о маркетинговых инициативах, то в 2007 году мы запустили ряд привлекательных тарифных предложений, в результате чего средняя стоимость минуты для рядового абонента стала еще ниже, чем в прошлом году, хотя не так давно это казалось невозможным. Естественно, все понимают, что снижать тарифы до бесконечности нельзя, поэтому мы не стали гнаться за званием самого дешевого оператора, а предложили своим абонентам сегментированные тарифы, среди которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему.

Олег ДАУТОВ,
директор омского отделения компании «Мегафон-Сибирь»:

«86 базовых станций и 50 000 абонентов — это только начало...»

— Для всей компании «МегаФон» главным событием 2007 года стало завершение освоения своей лицензионной территории, включающей все 86 регионов Российской Федерации. В результате «МегаФон» становится первым общероссийским оператором мобильной связи, развернувшим собственную сеть по всей стране. 2007 год стал первым годом становления «МегаФона» в Омске. 86 базовых станций и 50 000 абонентов — это только начало большого пути. Особо хочется подчеркнуть: несмотря на активную позицию «МегаФона» как нового игрока на региональном рынке сотовой связи, его появление не вызвало нового витка «ценовых войн». Не было демпинга, не было «бесплатной раздачи» SIM-карт, для быстрого привлечения абонентов. Мегафон, как и пристало серьезному сотовому оператору, предлагает омичам качественные услуги, не разрушая при этом сложившийся рынок.

Евгений КОДАЧИГОВ,
директор по маркетингу «МТС в Омске»:

«Мы продолжили реализацию корпоративных программ по улучшению качества обслуживания...»

Прошедший год для компании «МТС в Омске» был очень насыщенным и динамичным. Мы продолжили реализацию корпоративных программ по улучшению качества обслуживания своих абонентов и по привлечению новых клиентов. Компания «МТС в Омске» была одной из первых, кто реализовал программу лояльности, предложив своим корпоративным клиентам скидку на услуги связи при заключении годового контракта на обслуживание, а недавно компания разработала и внедрила специальную программу «Свой круг» на корпоративных тарифных планах, которая позволяет подключиться физическому лицу на корпоративный тарифный план. Мы очень рады, что в этом году нам опять удалось провести в нашем городе турнир МТС по пляжному волейболу — седьмой по счету. Этот спортивный праздник можно уже назвать визитной карточкой компании. Он давно перешагнул рамки Омской области, и количество участников растет год от года. В 2007 году в турнире приняло участие рекордное количество команд — более 200.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.