Валентин Валентинович РОБУСТОВ родился в 1937 году в Пенза. В 1962 году окончил Куйбышевский авиационный институт. После окончания был направлен по распределению в Омск, на завод Баранова, где работал ведущим конструктором. В 1972 году поступил в аспирантуру сельхозинститута на кафедру «Автомобили и тракторы». В 1974 году был избран на должность доцента кафедры «Автомобили» СибАДИ. С 2001 года работал в должности профессора кафедры. Сейчас работает над докторской диссертацией. С 1998 года стал заместителем председателя омского регионального отделения Ассоциации автомобильных инженеров. С 2000 года является ее председателем.
— Валентин Валентинович, какие задачи решает Ассоциация автомобильных инженеров?
— Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ) — это некоммерческая общественная организация, которая содействует взаимовыгодному сотрудничеству специалистов автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности, транспорта, науки, сферы подготовки кадров, общественности, органов государственной власти. Ее членами являются более 60 организаций — заводов, НИИ, вузов. С учетом стран СНГ в ААИ входит около 80 организаций. В Омске находится региональное отделение ААИ, куда входит СибАДИ. Наша задача заключается в проведении научно-технических конференций по тематике «Проблемы создания и эксплуатации автомобилей специальных и технологических машин в условиях Сибири и Крайнего Севера». Кроме того, на сегодняшний день мы работаем со многими автопредприятиями Омска, помогаем им решать технические задачи при эксплуатации автотранспорта.
— Расскажите о проекте завода «северных» автомобилей?
— В сентябре прошлого года на базе СибАДИ прошла 59-я международная научно-техническая конференция ААИ, на которой было принято решение о создании в Сибири автосборочных заводов и производства автокомпонентов. Центральное правление ААИ в Москве внесло свои поправки и утвердило решение конференции. В СибАДИ разработали концепцию проекта, провели совещание с омскими предприятиями — ПО «Иртыш», ПО «Эталон», ООО «Омский завод газовой аппаратуры» и другими организациями. Они поддержали эту инициативу. В ноябре прошлого года предложение об организации в Омске автосборочного завода «северных» автомобилей было передано на рассмотрение в министерство промышленности транспорта и связи Омской области. В конце декабря планировалось провести расширенное совещание с участием омских предприятий. Но, по-видимому, для решения этого вопроса требуется определенное время.
— Что будет производить автозавод?
— На севере cтраны используются отечественные автомобили серийного производства. Однако они не приспособлены к работе в таких условиях. К примеру, при температуре — 35(С практически теряют работоспособность. Двигатель глохнет и машина останавливается. Задача создания «северного» автомобиля заключается в том, чтобы он работал при температуре до — 50( С. Помимо этого «северный» автомобиль должен будет обеспечить сохранение жизни экипажа в сильный мороз. При помощи системы жизнеобеспечения. Как сейчас с этим обстоят дела? Если машина заглохнет, то экипаж должен остаться живым в течение хотя бы двух суток, пока не прибудет помощь. А чтобы не замерзнуть, людям приходиться сжигать машину. СибАДИ предлагает в кабину автомобиля установить газовые обогреватели, которые позволят экипажу не замерзнуть и дождаться помощи. При этом и машина и ее ценный груз будут сохранены.
— Какие еще разработки позволят автомобилю работать в северных условиях?
— В северных условиях эксплуатируются автомобили как отечественного, так и зарубежного производства. По отдельным показателям зарубежные аналоги часто оказываются более надежными, чем наши. В частности, высокая работоспособность импортных автомобилей достигается за счет более надежной топливной системы. Там стоят двухступенчатые фильтры тонкой очистки: фильтр-элемент первой ступени из фетра, который задерживает грубые частицы и воду,и фильтр-элемент второй ступени из бумаги. К примеру, на КАМАЗе фильтр имеет одну ступень очистки с бумажным элементом, и он быстро забивается, в результате чего двигатель останавливается чаще. Таким образом, для северных условий необходимо внести изменения в топливную систему автомобилей. Нужны более надежные фильтры и подогрев топлива. Когда дизельное топливо охлаждается до низкой температуры — 25-30 ( С, выпадает парафин в твердом виде. Он забивает все фильтры. Поэтому топливо в двигатель не поступает и машина останавливается. Мы разработали подогреватели топливного бака и фильтра, которые уже запатентованы. После их установки теплое топливо из бака поступает в фильтр, где снова подогревается. Парафин при этом плавится, и двигатель при низких температурах будет работать более надежно. Также мы предлагаем установить в машину рацию, чтобы водитель в любой момент мог связаться с базой.
— Сейчас разве рациями не пользуются?
— Некоторые богатые предприятия оснащают свои автомобили рациями, другие надеются на сотовый. Однако на Севере особые условия прохождения радиоволн. Есть зоны, где связи вообще нет. Поэтому нужна мощная рация. А в Омске есть предприятия, которые смогут сделать как рации, так и газовые обогреватели и нагревательные системы. Условия для создания автомобиля «северного» исполнения в Омске созрели, и, если организовать автопромышленный холдинг, эта проблема будет решена. Уверен, что заказы будут. Северные и местные пользователи автотранспорта станут обращаться на доработку машин. Поэтому завод будет функционировать рентабельно, появятся рабочие места, а это поможет развитию автомобильной промышленности в нашем регионе.
— Кто ваши потенциальные потребители?
— Есть несколько возможных вариантов работы завода «северных» автомобилей. От серийного автозавода в Омск поставляются автомобили, где будет производиться установка дополнительного оборудования. Потом они транспортируются на предприятия Севера и Сибири. Мы изучили всех возможных потребителей этой продукции и пришли к выводу, что не только заводы могут быть заказчиками, но и предприятия, которые эксплуатируют технику. А такой техники очень много. Будут заказы северных предприятий и местных перевозчиков, работающих там. Кроме того, нужно учесть, что на Севере работают автомобили четырех-пяти автозаводов, а это даст очень большой объем работы для завода «северных» автомобилей.
— Сколько нужно инвестиций, чтобы завод функционировал?
— Чтобы создать завод и наладить его работу, необходимо около 100 млн рублей. База для нового предприятия и кадры есть. В беседе с руководителями некоторых предприятий было высказано их согласие предоставить свои площади. И желающих несколько. Здесь не требуется большого и сложного оборудования. В основном это кузовные работы. Комплектующие поставляют разные предприятия. На заводе будет вестись только сборка. Для того чтобы холдинг был образован, нужна добрая воля руководителей области.