Директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей КРУГЛОВ считает, что в результате таких расчетов регион может остаться вообще без аэропорта.
1 февраля в правительстве России должна была решиться судьба строительства аэропорта Омск-Федоровка. Хотя правительство в очередной раз отложило принципиальное решение по многим российским аэропортам, директор ГП «Дирекция по строительству объектов аэропорта «Омск-Федоровка» Михаил БЕРМАН уверен, что области удастся забрать из федеральной собственности акции действующего аэропорта, а значит, и начать строительство нового за счет продажи земель действующего аэропорта. При этом директор действующего аэропорта Сергей КРУГЛОВ считает, что перевод акций из федеральной в областную собственность больше похож на грандиозную аферу, стоимость которой — более 60 млрд рублей.
Камни преткновения
Как известно, на завершение строительства аэропорта в Федоровке федеральный центр не намерен в ближайшее время выделять средства, а область не может привлечь к его строительству инвесторов (и тем более строить на свои средства), пока имущество аэропорта находится в собственности Федерации. Хотя, по сведениям информированного источника в минимуществе Омской области, интерес к территории действующего аэропорта уже проявляют компании, аффилированные с известным олигархом Олегом ДЕРИПАСКОЙ.
Напомним, что в прошлом году были приняты поправки в Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которыми предусмотрена возможность передачи имущества аэропортов в собственность субъектов РФ. Тогда-то Омская область и начала процесс по передаче имущества ОАО «Омский аэропорт» (85% акций в собственности Федерации) в бюджет региона. На тот момент уже возникла идея строить аэропорт в Федоровке за счет средств, вырученных от продажи имущества и земель действующего аэропорта. Но главным стал вопрос — как их взять. Механизм передачи не прописан до сих пор. Однако есть и более серьезные препятствия: напомним, что в 2004 году омский аэропорт был включен в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации, что затрудняет возможность передачи его в собственность субъекта. Есть также Перечень аэропортов и аэродромов федерального значения, который внесен в правительство, но так и не утвержден.
Тяжелая артиллерия
Вокруг этого перечня вот уже больше полугода и идет битва между сторонниками строительства Омск-Федоровки и их противниками.Губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ использовал уже многие доступные ему ресурсы для передачи имущества аэропорта в собственность региона. Напомним, что бывший глава МЭРТ Герман ГРЕФ во время визита в Омск публично поручил представителям Росимущества как можно быстрее проработать вопрос передачи имущества региону. Чиновники от Росимущества покивали ГРЕФУ, но их руководители, по всей видимости, не послушали главного на тот момент экономиста страны.
Во время недавнего визита в Омск первого вице-премьера Сергея ИВАНОВА губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ предпринял еще одну попытку получить активы аэропорта заявив, что омичи готовы построить Федоровку без привлечения федеральных денег. Сергей ИВАНОВ поинтересовался первым делом, не состоит ли наш аэропорт в перечне стратегических, а потом пообещал «поговорить с ЛЕВИТИНЫМ» (руководитель Минтранса).
Поговорил он или нет, неизвестно, но 1 февраля правительство РФ так и не рассмотрело перечень федеральных аэропортов и аэродромов, от чего зависит, смогут наш аэропорт (и аэродром) исключить из перечня стратегических или нет.
Черная дыра
Собственно, этот перечень так никто и не видел: ни БЕРМАН, ни КРУГЛОВ. О нем есть лишь обрывочные сведения. В сентябре этого года в интервью одному из центральных изданий министр транспорта России Игорь ЛЕВИТИН обмолвился, что в перечне будет около 60 аэропортов, включая омский. Принятие правительством перечня в таком виде надолго перечеркнуло бы все усилия омских чиновников. Минтранс внес свою лепту в подготовленную Росавиацией концепцию развития аэропортов тем, что добавил понятие «опорных» и других аэропортов, которые никак нельзя отдавать субъектам, потому что они архиважные для обороноспособности страны. Против исключения омского (и многих других) аэропорта было и Минобороны. Но эти господа, как известно, вообще ничего без боя не сдают. Тем более что наш аэропорт ввиду географического соседства с Азией под определение стратегического более чем подходит.
Почему не был рассмотрен перечень, прояснить пока не удалось. Также непонятно, хорошо это для нас или нет. В последнем варианте в перечне стратегических предприятий осталось только имущество омского аэродрома (взлетка, рулежки и диспетчерская), а имущество аэропорта исключено (большая часть земли, аэровокзалы и часть инфраструктуры). Вроде как это и был последний компромисс между всеми спорившими сторонами, достигнутый под нажимом того же МЭРТа, который и сейчас, без ГРЕФА, считает, что разумно было бы отдать почти все аэропорты России губернаторам. Просто потому, что недофинансирование государства в имущество своих аэропортов составило 996 млрд рублей за последние годы, при том что 80 процентов аэропортов России находятся в таком состоянии, которое вскоре может привести к серии техногенных катастроф.
Это афера?
Михаил БЕРМАН уверен, что Федоровку удастся построить, даже если Федерация отдаст региону только имущество аэропорта, оставив себе аэродром. Он ссылается на заключение специалистов компании HOCHTIEF AirPort GmbH (HTA), которые предложили свой проект завершения строительства Федоровки стоимостью 5,3 млрд рублей. По подсчетам БЕРМАНА, только за землю аэропорта действующего можно выручить минимум 12 млрд рублей.
Впрочем совсем другие доводы у директора действующего ОАО «Омский аэропорт» Сергея КРУГЛОВА. Во-первых, он недоумевает, как специалисты HOCHTIEF (известный в мире проектировщик аэропортов) могли за два дня пребывания в Омске составить целый проект. Во-вторых, его смущает цена. Скажем, стоимость строительства нового аэропорта в Иркутске (кстати, этим летом он был указом президента исключен из перечня стратегических предприятий) оценивается в 23 млрд притом, что его пропускная способность рассчитана на 3 млн человек в год. А Федоровку оценили всего в 5 млрд при емкости пассажиропотока в 4,6 млн в год. Главное предложение специалистов HOCHTIEF заключается в том, что большинство недостроенных объектов дешевле будет снести, чем достраивать. Они также предлагают «скучковать» их для экономии на отоплении и прочих коммуникациях. Вот, собственно, и все. За основу своих расчетов будущих инвестиций они взяли ориентировочную цену земли в 1 278 рублей за кв. м. Таким образом высчитали, что дополнительный доход от аренды и продажи земель может составить 4,8 млрд рублей.
— Может так получиться, что земли старого аэропорта распродадут, на 5 млрд построят что-нибудь в Федоровке, а потом скажут, что деньги кончились, — заявил Сергей КРУГЛОВ. — В итоге город вообще останется без аэропорта.
Цена вопроса действительно впечатляет. По оценкам специалистов, сейчас земля вокруг аэропорта стоит от 600 до 1500 рублей за квадратный метр. В случае если на его территории начнется строительство (а основные коммуникации там уже есть), цена земли под строительство может составить от 5 тысяч рублей. То есть 50 млн рублей за гектар. Если даже удастся под застройку освоить 100 га (1/7 земель аэропорта), то только за землю под строительство можно выручить 5 млрд рублей. Соответственно, можно умножать на сотню цену квадратного метра здесь готового жилья.
По подсчетам Сергея КРУГЛОВА, цена вопроса здесь может составлять до 60-70 млрд рублей. При этом он по-прежнему считает строительство аэропорта в Федоровке нецелесообразным. Потому что только налога за имущество, по его подсчетам, придется платить больше, чем текущая прибыль действующего аэропорта (за 2007 год — около 80 млн рублей). Впрочем, БЕРМАН на это отвечает, что налог может составить около 50 млн рублей при постоянно растущей прибыли.
Мнение эксперта:
Максим РЕПИН, член правления Омского регионального отделения Российского общества оценщиков, член комитета по оценочной деятельности Омской торгово-промышленной палаты:
— Сейчас рыночная стоимость земли вокруг территории Омск-Центральный колеблется от 400 до 1500 рублей за квадратный метр. В случае если аэропорт будет ликвидирован, эта площадка, возможно, заинтересует инвесторов. А инвестиционный процесс, как известно, это вложение конкретных ресурсов здесь и сейчас. Риски и расходы данной операции уравновешиваются прибылью проекта в реально прогнозируемой перспективе. И на одной чаше весов у нас появляются все расходы по ликвидации (переносу) предприятий, работающих на данной площадке, разработка и согласование наиболее эффективного проекта застройки, подведение необходимых сетей, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, создание инфраструктуры и благоустройство, выплата процентов по привлеченным средствам, маркетинг и продажа объектов, а также многое другое. А на другой чаше — рыночная стоимость построенных объектов в перспективе.
В нашем городе инвестиционный климат в строительной сфере сформировался на основе многочисленных «регенерируемых» участков. Застройщики четко просчитывают свои расходы и доходы. Общеизвестны случаи, когда только лишь из-за сетей приостановилось все строительство. Есть уже примеры несостоявшихся торгов по новым участкам из-за малой экономической привлекательности. А тут целый аэропорт нужно перенести и еще два десятка федеральных и частных предприятий, построить новые котельные и электроподстанции. Только одних согласований на долгие годы! Такова среднесрочная перспектива.
Сергей ГРОЗНОВ.