— Владислав Петрович, с чего начинали, как выходили на рынок?
— Начинали в 1995 году с торговли бельем, продавали белье китайских производителей – на оптовом рынке было несколько контейнеров. С 1998 года сотрудничаем с известной белорусской компанией «Милавица», выпускающей женское белье: корсетные и трикотажные изделия – сравнительно недорогие, но качественные. Став ее дилером, в 2001 году открыли в Омске сеть собственных магазинов «Милавица», куда поставляли товар не только из Белоруссии, но и из стран дальнего зарубежья. Со временем поняли, что качественного недорогого белья в ассортименте омских магазинов все равно не хватает. Тогда в октябре 2003 года решено было открыть собственное производство белья под брендом «Палада» и заменить, а со временем и совсем вытеснить, им импортную продукцию, тем более что опыт у нас уже имелся.
— Почему занялись именно таким бизнесом?
— Ниша недорогого качественного белья в Омске как в 90-х годах пустовала, так и сейчас, кроме нас этим никто не занимается, а спрос на такое белье очень высок. Сегодня не только в Омске, но и во всей Сибири, во всей стране мало предприятий легкой промышленности, так как в России в свое время произошел развал этой отрасли. Само по себе производство достаточно сложное, но интересное. Чтобы начать выпускать продукцию, необходимо было закупить дорогостоящее оборудование, подобрать квалифицированных специалистов — швеи должны разбираться не только в особенностях ткани, но и уметь работать с программным обеспечением швейных машин.
— Какую долю занимаете на омском рынке?
— К сожалению, мы не закрываем пока и 10% рынка, но не собираемся на этом останавливаться.
— Как реализуете свою продукцию?
— Через сеть собственных магазинов «Милавица» — пока их у нас пять (по 60 квадратных метров). Сеть обслуживает в среднем по 300-400 клиентов в день. Мы вручили уже 15 тысяч дисконтных карт клиентам, которые сделали покупку на сумму больше 1000 рублей за один раз. Основным партнером в Омске является магазин «Радость». Работаем с оптовиками и сетевыми магазинами из 35 регионов страны (Владивосток, Хабаровск, Находка, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Томск, Нижневартовск и другие). На рынки других регионов пробиваемся с трудом — в основном через участие в федеральных выставках-ярмарках. Чтобы продавать свою продукцию по всей стране, нашему предприятию пока не хватает мощности. Для этого нужно в Омске держать только экспериментальный цех, а производство изделий заказывать китайцам, как и делают владельцы многих раскрученных брендов. Но я предпочитаю увеличивать свое производство постепенно, чтобы не страдало качество продукции — в Китае вряд ли удастся его проконтролировать.
— Каков ассортиментваших магазинов?
— Наши магазины продают белорусские изделия корсетной группы под брендом «Милавица» и бельевой трикотаж собственного производства «Палада». Изделия «Палада» занимает 30% всех продаж в магазинах. Эти товары очень хорошо совмещаются. Выпускаем женскую группу товаров — блузы, майки, фуфайки – так правильно называются футболки, пижамы, трусы. Мужскую — кальсоны, фуфайки, трусы. В основной коллекции около 60 наименований белья, 20 моделей блуз, есть также промежуточные подколлекции, которые мы обычно готовим к праздникам. То есть всего в год выходит 100 моделей бельевого трикотажа и 40 моделей блуз. Причем по качеству наши изделия не уступают импортным.
— А детские вещи шьете?
— Нет, потому что, во-первых, для них у нас нет сбыта, а во-вторых, в этой нише высокая конкуренция – много производителей, которые делают качественные изделия. Если бы у нас были какие-то государственные заказы на пошив детских вещей, мы бы занялись этим – необходимые сертификат, квалификация специалистов и оборудование имеются. Но в данный момент одинаково хорошо развивать два разных направления неразумно.
— Как часто обновляете модельный ряд?
— Блузки обновляются два раза в год, а основная коллекция белья – раз в год. Есть и промежуточные мини коллекции. Это предложение нашим покупателям к праздникам. Ежегодно выпускаем цветные каталоги своих изделий совместно с модельным агентством «Нелли-моделс». Чтобы быть в курсе модных веяний, наши специалисты постоянно участвуют в различных выставках, показах мод, конференциях, посещают лекции известных российских модельеров.
— Копируют ли конкуренты ваши модели?
— Мы еще не такое большое предприятие, чтобы задавать моду или влиять на рынок Сибири, а вот у ЗАО «Милавица» такие проблемы есть – конкуренты часто воруют их модели.
— В каком ценовом сегменте работаете?
— Наши изделия рассчитаны на женщин от 22 лет среднего и ниже среднего уровня дохода. В эконом класс уходить не хотим, так как несем слишком большие затраты на приобретение качественных комплектующих, но и завышать цены тоже не выгодно, так как не сможем конкурировать с иностранными производителями. Мы небольшая компания, поэтому можем удержаться на рынке только за счет качества и не очень высокой цены.
— Кто ваши конкуренты, и чем от них отличаетесь?
— Сегодня в Омск завозится очень много импортного трикотажного белья, особенно китайскогопроизводства. Конечно, по объемам производства мы никогда не догоним китайцев, так как в наших странах совершенно разные подходы к легкой промышленности: в Китае пошив любых изделий — это один из основных видов заработка в стране, а у нас данной отрасли всегда отводилась второстепенная роль. Наше преимущество в том, что мы лучше знаем антропологию, вкус и потребности российских женщин. Наша продукция из более дорогого и качественного сырья, но мы проигрываем в цене – не можем постоянно ее сдерживать. За четыре года нам удалось вывести наши изделия на высокий уровень – до этого я был не доволен тем, как, и что мы шьем. Теперь нужно поддерживать этот уровень.
— Какая у вас производственная база?
— Это собственное помещение площадью 800 квадратных метров, расположенное по улице 36-я Северная. Там находятся закройный и два швейных цеха, складские помещения, выставочный зал, бухгалтерия и менеджерский отдел. У нас 40 высокотехнологичных японских швейных машин, которые позволяют легко менять виды обработок, а значит, расширить ассортимент изделий. Принципиально новые плоскошовные машины, которые позволяет получать идеальные швы на высоких скоростях обработки. А начинали мы производство всего лишь с восьми машин.
— Какие инвестиции вкладываете в развитие производства?
— На это идут практически все средства, которые зарабатывает сеть магазинов. Также мы кредитуемся в банках – до банковского кризиса было достаточно просто взять кредит под залог недвижимости и имущества предприятия, сейчас, конечно, сложнее, и проценты стали выше. Когда только начинали производство, нас кредитовали под 90% годовых, причем в залог товара в обороте, так как тогда у нас еще не было своей недвижимости, по сути, пользовались ломбардными займами.
— Есть ли проблемы с кадрами?
— На предприятии и в сети магазинов трудится около 80 сотрудников, текучки кадров нет, но нас коснулся бэби-бум, ведь большинство коллектива молодые девушки. Специалистов, конечно, не хватает – молодежь сегодня не хочет работать в швейном производстве, несмотря на то, что у нас на предприятии достаточно высокая для данной отрасли зарплата. Дело в том, что сама профессия швеи непопулярна сегодня – молодым людям проще расставлять товар в магазинах. А те специалисты, которых выпускают местные учебные заведения, не знакомы с современной компьютеризированной техникой, так как учебные заведения не могут ее себе позволить.
— С каким сырьем работаете?
— Изучив запросы и возможности омичек, рискнули использовать более «простые» ткани, зато экологичные и соответствующие нашему климату – хлопок и вискозу, вместо дорогих синтетических. Это раньше они проигрывали синтетике по посадке, теперь же в натуральные ткани добавляют лайкру – изделия из них смотрятся очень привлекательно. В основном работаем с турецкими и прибалтийскими поставщиками сырья. Из-за того, что производство находится в Омске, иногда возникают сложности с комплектацией – на расстоянии у поставщиков трудно точно в цвет выбрать нитки, кружево, резинки и т. п.
— Насколько это рентабельный бизнес?
— В последнее время стал малорентабельным, так как в октябре 2007 года на 25% подорожал прибалтийский и турецкий хлопок, а цены на китайское сырье остались прежними. Сейчас нам приходится выбирать, платить работникам хорошую зарплату, чтобы сохранить ценные кадры, или уменьшать себестоимость продукции. Наше предприятие не может производить белье в таких огромных количествах, как китайцы, чтобы продавать его много и по низким ценам. К тому же, у нас планово дорожает электроэнергия и вода, мы платим налоги. Китайцы же обеспечивают низкую себестоимость своей продукции за счет использования дешевой рабочей силы, дешевого сырья, прохождения нашей таможни без жестких ограничений. Если бы у нас не было своей товаропроводящей сети, то наверняка, мы бы уже давно разорились. Я вижу один выход из этой ситуации — предприятиям, которые развиваются и создают рабочие места в Омской области, необходимо предоставлять налоговые льготы на какой-то период развития, чтобы мы могли перевооружаться новой техникой и конкурировать с иностранцами, либо закрывать границу и устанавливать высокие таможенные пошлины на ввоз в страну готовой продукции и низкие – на ввоз сырья. Мне, например, стыдно, что россиянки ходят в китайских некачественных вещах.
— Назовите объемы производства и годовой оборот предприятия?
— В 2007 году произвели около 250 тысяч штук изделий, из них 90 тысяч – в четвертом квартале. В конце года производительность повысилась за счет более грамотной организации труда, покупки нового оборудования, применения новых технологий. Мы участвовали в федеральных выставках легкой промышленности в Москве, откуда и привезли новые идеи.
— Планы компании?
— Собираемся расширять свою сеть магазинов, к маю откроем еще два – по улицам Лукашевича и 10 лет Октября. Будем развивать производство, повышать рентабельность предприятия. Скоро расширим швейный цех – создадим еще 20 рабочих мест. Хотим перенести производство в другое, более современное и комфортное здание, где также можно было бы разместить супермаркет по продаже белья и трикотажа. Наша цель – занять лидирующие позиции в Омской области и вытеснить импортную продукцию.
— В апреле в интервью «КВ» вы говорили, что собираетесь открыть фабрику по производству трикотажа на 300 рабочих мест?
-Такие планы были, Омской области действительно необходима такая фабрика, так как спрос на трикотажные изделия на потребительском рынке с каждым годом растет. Но в октябре резко подорожало сырье, себестоимость нашей продукции тоже увеличилась, если раньше наши вещи стоили на 20-25% дешевле, чем у конкурентов, то сейчас – на 5-10% — это существенно осложнило продвижение в другие регионы. Сейчас фабрику открыть можно, но для этого нужны большие инвестиции, дополнительные сотрудники, нужно хорошо наладить сбыт, организовать рекламную кампанию и т.п. Были также планы выйти на узбекских поставщиков сырья – некоторые узбекские фабрики закупили английское и американское оборудование, на котором делают качественные ткани, а потом продают их дешевле, чем турецкие производители. Но «растаможка» узбекского сырья оказалась слишком дорогостоящей, поэтому мы отказались от этой схемы.
От своих планов мы не откажемся, будем идти дальше, но для стабильного развития необходимо, чтобы наше правительство радикально пересмотрело свое отношение к российскому производителю.