Неужели в Омске мало действительно ветхих домов, которые нужно срочно расселять, чтобы нас расселять насильно?
— В Омске реализуется несколько программ по регенерации ветхого жилья. И тысячи омичей, проживающих в домах-развалюхах, мечтают получить приличное жилье вместо хибар. Однако жильцы дома №11 по ул. Октябрьской столкнулись с тем, что наш дом собираются снести, а нас принудительно расселить, хотя для этого нет никаких объективных основания. Наш двухэтажный кирпичный дом 1951 года постройки, а рядом с ним стоят два деревянных дома — №3 и 9, построенных в 1927-м и 1934 году, их жильцы мечтают о сносе и расселении, но их почему-то в программу регенерации не включают.
В прошлом году на нашу придомовую территорию приходили представители нескольких строительных фирм, делали замеры и приходили к выводу, что это место для застройки неинтересно. Однако, по непроверенной информации, в конце концов наша площадка приглянулась тресту №5, который решил-таки построить здесь очередную многоэтажку. Нам, правда, непонятно, как можно будет строить, не нарушая ГОСТы и СНиПы, ведь в 150 метрах от западной стены нашего дома расположены два детских сада, которые непременно попадут в зону действия высотного крана.
15 ноября прошлого года главный инженер УК «Центржилсервис» ДАНИЛИН привез сотрудников ООО «Сибпроект» для освидетельствования нашего дома, ссылаясь на постановление мэра от 2002 года.Однако дома №11 по ул. Октябрьской в том постановлении и близко не было. Мы не допустили ДАНИЛИНА и представителей Сибпроекта в дом, но это не помешало подготовке экспертного заключения о состоянии дома.
Когда мы ознакомились с экспертным заключением, то были весьма удивлены — в нем говорится о совсем другом доме. Так, в нем указано, что в доме имеется централизованная система газоснабжения, хотя ее отродясь не было, жильцы пользуются электроплитами или газовыми баллонами, и стоят трубы печного отопления, хотя они были демонтированы еще в начале 70-х. Вдобавок согласно этому экспертному заключению наш дом постарел на 10 лет, и был построен в 1941-м, а износ составляет более 63%.
Жильцы нашего дома за свой счет заказали экспертизу в ООО «Центр качества строительства», так там фигурируют совсем другие данные. Износ — меньше 40%, а состояние фундамента и несущих стен позволяет надстроить еще два этажа. Но независимую экспертизу в мэрии почему-то проигнорировали, а нас включили в список ветхого жилья, подлежащего сносу. После нашей коллективной жалобы в прокуратуру Центрального округа наш дом из списка 2007 года исключили, но задним числом включили в список 2005 года. Об этом нас официально уведомил 17 декабря заместитель директора департамента городского хозяйства Валерий ГЛЫБОЧКО. Согласно его письму, оказывается. еще «в 2005 году муниципальным жилищно-эксплуатационным предприятием по результатам межсезонных осмотров и эксплуатации в целом данный дом был включен в заявку на проведение технического обследования с целью последующего рассмотрения вопроса целесообразности дальнейшей эксплуатации и необходимости проживания людей».
Из этого письма мы узнали, что техническое обследование дома проводил не Сибпроект, а проектно-изыскательский институт «Омскжелдорпроект» еще в 2005 году. Однако на фотографиях, приложенных к экспертному заключению, четко видны клумбы, которые возле нашего дома появились только в 2007-м. Поэтому возникают резонные подозрения, что экспертное заключение, на основании которого межведомственная комиссия 13 декабря признала наш дом непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, просто сфальсифицировано. Между тем на основании акта межведомственной комиссии мэр Виктор ШРЕЙДЕР 29 декабря принял постановление №995-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», в приложение к которому попал и дом №11 по ул. Октябрьской среди прочих 54 домов.
Согласно этому постановлению нас надлежит расселить до 30 ноября 208 года. В мэрии заявили, что нам заплатят за квадратный метр не более 25 — 30 тысяч рублей, но этих денег не хватит на приобретение нового жилья. Тогда, как
объяснил в своем письме от 12 февраля директор департамента жилищной политики Сергей ШЕНФЕЛЬД, «в связи со сносом дома предоставляемое жилое помещение будет равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению». При этом нас предупредили, что права выбора, куда именно переселят, у нас не будет.
Впрочем, права распоряжаться, кто и как должен обслуживать наш дом, у нас тоже нет. Мы были недовольны тем, как обслуживает дом УК «Жилищник-5»: лампочки в подъездах никогда не меняли, числящийся по штату дворник дворовую территорию не убирал, приходилось это делать самим, а за любые услуги по ремонту систем жизнеобеспечения нам приходилось дополнительно платить, несмотря на то, что задолженности по оплате коммунальных услуг ни у кого из жильцов нет. Все жильцы дома в конце прошлого года проголосовали против того, чтобы нас продолжал обслуживать «Жилищник-5», и за создание ТСЖ. Но ТСЖ нам создать не разрешили, а дом против нашей воли по-прежнему обслуживает «Жилищник-5».
В феврале мы написали коллективное заявление в Центральный районный суд, в котором просим исключить наш дом из списка домов, подлежащих сносу, разрешить нам создать ТСЖ, приватизировать придомовой земельный участок и провести капремонт и реконструкцию дома за свой счет. В заключении независимой экспертизы есть рекомендации по реконструкции дома: нужно заменить деревянные окна на пластиковые, на крыше шифер поменять на металлическое покрытие и провести замену систем горячего и холодного водоснабжения, включая подводку, а то сейчас мы получаем воду по воздушной трубе, протянутой от соседнего дома. Мы хотим сделать свой дом образцово-показательным, и мэрия не должна лишать нас этой возможности.
Главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ, когда один из жильцов нашего дома пришел к нему на прием, открыто заявил, что площадка на месте нашего дома будет продана за 40 млн рублей под коммерческую застройку. Нам непонятно, почему для возможности коммерческой застройки наш дом должна расселять мэрия, ведь обычно это делают сами застройщики. В нашем доме долгое время жил Герой Советского Союза Михаил МАЛИНОВСКИЙ, мы хотим установить мемориальную доску в его честь. Все жильцы готовы до конца бороться за свой дом, если не найдем понимания в российском правосудии, обратимся в Страсбургский суд. Неужели в Омске мало действительно ветхих домов, которые нужно срочно расселять, чтобы нас расселять насильно?
Олег ЖАЙВОРОНОК, ветеран правоохранительных органов.