В частности, теперь российский бензин и дизельное топливо будут разделены на четыре класса — второй, третий, четвертый и пятый, что соответствует экологическим стандартам «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Октановое число бензинов у второго класса составляет 92, у остальных классов — 95. Новый технический регламент запрещает добавлять в бензин и дизельное топливо металлосодержащие присадки, однако разрешает использовать моющие присадки при производстве бензина.
Помимо этого во всех классах «горючего вещества» предполагается полное отсутствие метанола, а доля этанола в бензине с октановым числом 95 не должна превышать 5%. Ужесточаются требования и к содержанию серы в топливе.
Зато по техрегламенту отечественным НПЗ разрешается использовать красители (кроме зеленого и голубого) и вещества-метки. Возможно, это поможет отличить настоящее топливо от суррогата.
Еще одно новшество заключается в требовании к продавцу указывать в сопроводительных документах на бензин и дизельное топливо, в паспорте и их рекламе марку топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой предназначено это топливо.
Также продавец должен будет давать данные о том месте, где было произведено топливо, дату изготовления, а также информацию, по каким требованиям оно сделано.
Если этой информации не будет, заправка может быть оштрафована.
Как сообщил управляющий сетью АЗС «Топлайн» Роман ВОЛЬФ, на всех заправках сети уже давно автолюбители могут ознакомиться с сертификатом качества на топливо, которое они покупают. Причем сертификат есть не только на последнюю партию, но и на топливо, которое завозилось на АЗС в течение года.
— Если раньше мы вывешивали эту информацию на стекло, то теперь убрали, так как ею ни одним из заправляющихся не заинтересовался, — заявил он.
Технический регламент вступает в силу через полгода, но на его адаптацию российским производителям топлива дается три года. Так, в течение этого времени наряду с оборотом бензина, предусмотренным техрегламентом, допускается выпуск в оборот автомобильного бензина с октановым числом 80 при условии соответствия его характеристик требованиям нового документа.
Послабления есть и для некоторых марок дизельного топлива.
Новый технический регламент в некотором роде можно назвать первым шагом по введению в нашей стране экологических евростандартов. Планируется, что в 2009 году все топливо, производимое отечественными НПЗ, будет соответствовать требованиям экологического стандарта «Евро-3», через год наша страна должна будет перейти на «Евро-4». Ну и, наконец, стандарту «Евро-5» российское топливо может соответствовать уже в 2013 году.
Начальник отдела корпоративных коммуникаций ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ» Сергей РУДОМЕТОВ сообщил, что по многим компонентам топливо, которое выпускается на нефтезаводе, уже соответствует стандарту «Евро-3». А с апреля текущего года в Омске начнется продажа двух новых марок бензина. А-98 супер и А-95 премиум, которые полностью соответствуют этому стандарту.
Однако внедрению стандартов Евросоюза в России, как ни странно, может помешать сам регламент. Дело в том, что новый документ дает возможность производителям топлива в течение пяти лет осуществлять оборот продукции, выпущенной до вступления в силу техрегламента.
В качестве тормозящего фактора можно считать и ситуацию с топливом, которая сейчас сложилась в Москве.
Московская топливная ассоциация (МТА) написала письмо мэру города Юрию ЛУЖКОВУ, в котором просит снизить экологические требования к нефтепродуктам в апреле-мае текущего года, чтобы предотвратить рост цен на топливо. Для этого предполагается осуществить поставку топлива с НПЗ, производящих низкокачественный бензин. Однако препятствием для этого служат действующие в Москве экологические требования к топливу, которые выше, чем в среднем по стране.
По словам Романа ВОЛЬФА, использованию высококачественного топлива в стране может помешать стремление многих НПЗ продавать это топливо в Европе, где закупочные цены на порядок выше.
— Европа скупает все. К примеру, у них литр дизельного топлива стоит порядка 60-70 рублей, а у нас — 17-18 рублей. Поэтому выгоднее экспортировать, чем продавать здесь, — сказал он.