В октябре прошлого года я стал преступником. Не в общеупотребительном смысле, конечно, но правила дорожного движения я нарушил всерьез и лишился прав надолго. Произошло это не потому, что я какой-то там злодей или гонщик ненормальный, а исключительно из-за любви к капусте. Капуста на матушкином огороде уродилась добрая, и пока урожай не заценили другие люди, нужно было кочаны поскорее с участка вывезти. Вот, весь в мыслях о капусте, будь она неладна, а точнее, в мечтах о временах, когда городское население России вытянет вторую ногу из аграрного сектора, я и ехал по Сыропятскому тракту, пока не миновал поворот на Ростовку.
Сразу за этим поворотом установлен знак «Обгон запрещен». Вот так и еду я за капустой, вижу знак, вижу впереди еле плетущуюся по правому краю полосы «десятку». Думаю: «Ага, фиг тебе, а не наша капуста». И, не меняя положение на полосе, равняюсь с «десяткой» и вижу... люди в зеленом. Остановился. Говорю: мол, каюсь, нарушил. Сажусь в машину с синей полосочкой, где инспекторы мне и сообщают, что за обгон теперь меня лишат прав на срок от четырех до шести месяцев, и предлагают мне подписать протокол. И так мне от очередной мысли о капусте на огороде стало тоскливо, что про другую «капусту» я даже и не подумал и подписал протокол не читая: чего там, обогнал — отвечай.
После такого сюрприза капуста уже поглотила мое сознание целиком, и только в понедельник утром я осознал, что что-то нужно предпринимать. Проконсультировавшись с людьми знающими, я выяснил, что обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» без выезда на встречную полосу наказывается лишь штрафом. А я-то на «встречку» не выезжал. Беру протокол. Читаю: «С выездом на встречную полосу». Что ж, пусть участь моя будет решена в суде.
По стечению обстоятельств суд состоялся аккурат в день, когда матушка шинковала капусточку, пересыпая ее морковочкой и поваренной солью. Судья, возможно, тоже в это время думала об овощах, во всяком случае, было совершенно понятно, что о правилах дорожного движения ей думать край как не охота. Приглашенные для дачи показаний сотрудники ГИБДД заявили, что знак такой устанавливается только в местах, где обгон без выезда невозможен. На вопрос с моей стороны, зачем тогда такой же знак установлен на улице Орджоникидзе, в месте, где согласно разметке имеется две и более полос для движения в одну сторону, офицеры пожали плечами. И судья вынесла решение лишить меня права управления транспортным средством на четыре месяца, попутно объяснив мне, что я должен был сделать то-то и то-то в день нарушения. Но об этом позже.
Как-то пешком ходить не хотелось, и я подал жалобу на решение судьи, проведя предварительно эксперимент. Ширина асфальтового покрытия в месте нарушения оказалась не три метра, как заявляли на суде сотрудники ГИБДД, а четыре метра семьдесят сантиметров, и две легковые машины там могут ехать параллельно. Но судья, рассмотрев жалобу, оставила прежнее решение без изменений, указав мне на мою подпись в протоколе и на то, что я не предпринимал сразу никаких действий по отстаиванию своей правоты. Видят Небеса, не знал я тогда, что наделен столь великими правами. И вот теперь, когда угощаюсь, приезжая на общественном транспорте к матушке в гости, кислыми щами, я повторяю, как молитву перед трапезой, верную последовательность моих действий, подсказанную мне судьей.
1) Необходимо было запомнить номера автомобиля, который я обогнал, чтобы пригласить водителя того авто в качестве свидетеля.
2) Ни в коем случае нельзя было подписывать протокол, не прочитав документ, доверяясь лишь устным объяснениям инспекторов. В строке объяснений нужно было четко изложить свое видение ситуации.
3) В тот же день необходимо было поехать в управление ГИБДД по Омской области и подать жалобу на действия инспекторов ГИБДД. Из управления неплохо было отправиться в прокуратуру, где подать точно такую же жалобу, но уже на имя прокурора. К жалобе неплохо было приложить собственные замеры ширины полосы и лучше видео а не фотосъемку, где была бы заснята смоделированная ситуация.
4) В суд нужно было идти с кучей свидетелей, желательно не родственников и не друзей. Поэтому нужно сразу, как только я был остановлен инспекторами ГИБДД, обеспокоиться вопросом поиска свидетелей из прохожих или проезжающих мимо водителей.
И тогда наверняка... при соблюдении всего вышеперечисленного судья вынесла бы решение не в пользу ГИБДД. Но на деле это большой вопрос. Как говорят юристы, в Омской области в судебной практике по административным правонарушениям исключительно обвинительный уклон.