По итогам 2007 года омское предприятие ООО «Лансье» признано лучшим дилером в мире по реализации строительной техники французской фирмы «PTC». А в начале марта текущего года ООО «Лансье» стало единственным омским предприятием, которое приняло участие в выставке строительно-дорожной техники в Вероне. О причинах такого успеха и о деятельности предприятия в целом корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ рассказывает генеральный директор ООО «Лансье» Елена СИМОНОВА.
— Елена Григорьевна, вы 16 лет были преподавателем. Почему решили заняться бизнесом?
— В 1991 году преподавателям техникума мясной и молочной промышленности, где я работала, перестали выплачивать зарплату. Не было денег даже на то, чтобы доехать до работы. Тогда стали посещать мысли, что так жить нельзя и что нужно как-то растить детей. В 1993 году все-таки набралась решительности, уволилась из техникума и организовала свое первое пробное предприятие ТОО «Валена». Оно работало по трем направлениям: школа игры на гитаре, народные промыслы — выставки и реализация уникальных самобытных предметов творчества омичей и «Школа барышень и кавалеров», где с 12 лет подростки изучали предметы познавательного и прикладного значения, которые не входили в школьную программу. Но большого дохода эта деятельность не приносила. Поэтому в 1998 году я организовала ООО «Лансье», которое и возглавила. Изначально предприятие занималось торговлей по взаимозачетам. Мы поставляли дезосредства в больницы и имели возможность закрывать налоги по медицинскому страхованию любым предприятиям, которые рассчитывались с нами своей выпускаемой продукцией. В 2000 году взаимозачеты запретили и предприятие фактически осталось без основного бизнеса, ради которого создавалось. Начали думать, каким же бизнесом заниматься дальше. Пока мы решали, ОАО «БашсельмашАгро» из Нефтекамска предложило нам дилерство и выделило товарный кредит около одного миллиона рублей. ООО «Лансье» получило лицензию и стало заниматься продвижением оборудования и техники.
- Какой именно техники?
— Вначале это была сельхозтехника. В июне 2000 года ОАО «БашсельмашАгро» привезло нам плуги, применяемые обычно в мае, и снегоочистительные шнекороторы, которые могли понадобиться не ранее ноября. Нам сказали, что, если продадим это оборудование, через два месяца получим новую партию. Предприятие справилось с этой задачей. Кстати, в 2001 году по России на своем бронепоезде путешествовал лидер Северной Кореи КИМ ЧЕН ИР. Делал он остановку и в Омске. В качестве сувенира ему подарили наш плуг. Получилось так, что в августе ни у кого, кроме ООО «Лансье», не оказалось в наличии плуга. На тот момент предполагалось, что фирма будет и дальше развивать сельхознаправление, но все получилось иначе. В 2001 году поступило предложение от Алапаевского завода ОАО «Стройдормаш», который производит бурильно-крановую технику, стать его дилером. Затем Стерлитамакский завод ОАО «Строймаш» предложил продвигать их сваебойную технику. Основным направлением ООО «Лансье» стала работа с техникой по обустройству фундамента и других работ нулевого цикла. Мы систематически стали участвовать в выставках, изучили все модификации предлагаемой на рынке продукции. А в 2005 году на московской выставке СТТ «Экспо-Крокус» представители французской фирмы «PTC» по производству вибропогружателей предложили стать их дилерами. Мы заключили с ними соглашение, хотя изначально к нашему сотрудничеству они отнеслись скептически. Но французы были удивлены, что за год ООО «Лансье» продало три вибропогружателя. Вскоре были удивлены и мы, когда по окончании 2006-го — 2007 года получили грамоту как лучший дилер компании «PTC» во всем мире. То есть мы стали лучшими продавцами их оборудования.
— Какое это оборудование и кто его приобретал?
— Это оборудование, которое без бурильных и сваебойных установок с помощью высокочастотных вибраций позволяет погружать в землю трубы и шпунты. Вибропогружателями можно работать вблизи исторических зданий, жилых домов, мостов. Одним из первых наших покупателей стало ООО НПО «Мостовик», которое сейчас использует эти вибропогружатели при строительстве станций метро. Предприятие приобрело две единицы оборудования.
— С кем из иностранных производителей еще работаете?
— С прошлого года наша фирма является дилером английской фирмы «BSP» по производству гидромолотов с ударной частью пять, семь и более тонн. «Лансье» также является представителем чешской фирмы «Холсмейр», которая работает как с новой техникой (автомобили «Татра»), так и на вторичном рынке. На переговоры с это фирмой я ездила в Чехию в январе текущего года. Вернувшись в Омск, от института внешнеторгового развития ИЧЕ при итальянском посольстве получила приглашение принять участие в строительной выставке, которая в начале марта проходила в Вероне.
— Cъездили удачно?
— В Италии я была впервые. Как известно, Верона — город шекспировских Ромео и Джульетты. Но из-за напряженного графика деловой поездки участникам выставки удалось вырваться в город только на два часа. Теперь всем буду рассказывать, что я была на площади с фонтаном, которой 2 тысячи лет. Нам устроили экскурсию даже по дому Джульетты. Там стоит ее медная статуя, к которой можно было прикоснуться и загадать желание. Успела купить пять сувениров для дома. Все остальное время заняла выставка, которая проходила два дня. В основном на ней были представлены итальянские производители. В первый день гости выставки ходили и смотрели стенды итальянских производителей, обменивались контактами. На второй день, наоборот, в специально отведенном для встреч офисе представители фирм уже приходили на встречу с нами как потенциальными партнерами. Это было предусмотрено регламентом нашего визита. В итоге, как минимум шесть итальянских организаций пожелали, чтобы ООО «Лансье» было их представителем не только по Сибири, но и по России. Сейчас мы пока думаем над предложением.
— В 2000 году трудно было входить на рынок?
— Техникой в Омске cерьезно начали заниматься давно, наверное, с 90-х годов. Этот рынок «вкусной», как я ее называю, базовой техники был уже тогда распределен между дилерами. Это КАМАЗы, ГАЗы, ЗИЛы, трактора. Поэтому когда мы пришли на рынок, то вынуждены были искать другую нишу. И нашли — мы дилеры заводов, производящих оборудование, которое надевается на машины. Но входили на рынок не совсем просто. Есть еще такой нюанс, о котором нельзя не сказать. Все-таки руководитель ООО «Лансье» — женщина. Сначала для наших заказчиков это было очень странно, как женщина может заниматься тяжелой техникой. Но это только поначалу. Считаю, что мне помогает техническое образование и огромная педагогическая практика — умение общаться с людьми, донести желаемое до клиента и выяснить, в каком месте он не понимает. Вообще женщине, как руководителю, приходится в два-три раза сильнее работать и доказывать, что ты ничем не отличаешься от руководителя-мужчины. Особенное значение это имеет в нашем бизнесе.
— Какую технику вы сейчас реализуете?
— Гидроманипуляторы, прицепы, полуприцепы, тралы, экскаваторы на гусеничном и пневмоходу, автокраны и башенные краны и многое другое. В Омске ООО «Лансье» работает с такими предприятиями, как компания «АСК», Омскэнерго, НПО «Мостовик», УМ-4, Омскэлектро, Управление механизации, «Большая и малая механизация-2000», Стройсервис, «Геотоп-2». Но мы никогда не ориентируемся только на Омск, это СФО — как минимум. Сейчас нам звонят и из Центральной части России. Рынок строительной техники очень обширный.
— На какую продукцию самый большой спрос?
— В связи с бурным ростом строительства самая ликвидная техника на сегодняшний день — это бурильно-крановая, сваебойная, погрузчики, автокраны. Особенно большой спрос наблюдается на автокраны. Сейчас москвичи берут кредиты, выкупают всю производственную линию предприятия, а потом через два-три месяца автокраны продают. В итоге цены на рынке автокранов выросли чуть ли не на миллион рублей по сравнению с заводскими расценками. Если сегодня приобретать эту технику на заводах, нужно ждать полгода. Но такая ситуация никого не устраивает. Люди готовы переплачивать, так как уже начинается строительный сезон. Причем такая картина наблюдается не только с автокранами, но и с продукцией известных отечественных брэндов. К примеру, КАМаЗы дилеры продают выше заводской цены, они уже не делятся своей скидкой, а, наоборот, накручивают цену. Почти по всем брэндам отечественной техники дилеры работают именно так.
— Кто ваши конкуренты?
— Парадокс в том, что по бурильно-крановой, сваебойной технике, по вибропогружателям и гидромолотам у нас конкурентов в Омске нет. Если брать последние два вида техники, то кроме ООО «Лансье» на территории России их фактически никто не реализует. Уже заключен договор о дилерстве по СФО с новосибирской фирмой «Ропат», которая представляет гидромолоты завода «Сибтекстильмаш». Возвращаясь к конкурентам в Омске, хочу сказать, что наш бизнес тяжелый, поэтому не будучи дилером им заниматься невыгодно. Я не думаю, чтобы у какой-то омской фирмы был позыв заниматься этим же бизнесом.
— Работаете с лизинговыми компаниями?
— Хочу заметить, что мы первые в город привезли лизинг. В 2000 году о лизинге в Омске практически никто не слышал. Тогда занимался лизингом только Газпромбанк. Мы своим клиентам предложили московские программы. И первыми лизингом воспользовались в Екатеринославке Шербакульского района. В лизинг они взяли десять единиц техники — молоковозы, грейдеры, автофургоны. Уже потом появились местные лизинговые фирмы и пришли филиалы московских компаний. На сегодняшний день мы работаем с двумя организациями — московской лизинговой компанией «Indepеndent», они работают с крупными суммами, и «Локо-банком», которые дают кредит в залог новой техники. Это такая модификация кредита.
— Как удается отвлечься от работы?
— Известно, что менеджер — это диагноз. Невозможно быстро отключиться и не думать о работе — большая ответственность за большие организации и крупные суммы. Поэтому приходится проводить «физическую» релаксацию — заниматься рукоделием. Я этим горжусь. Всеми видами рукоделия, которые только возможны, я владею. Поэтому мои дети выросли на собственных сшитых и связанных вещах. Это хорошая релаксация. Также люблю ходить в театр. В студенческие времена сама играла на сцене. Я, кстати, имею награду «Лучший чтец эстрады». Это еще было в советские времена.
Но свободного времени у меня мало. Часто нахожусь в командировках. Звонки поступают и до десяти вечера, и по выходным. Но я только рада этому, потому что любой звонок — это клиент. Поэтому мой телефон работает круглые сутки.