Напомним, что результаты этого конкурса на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке и внедрению автоматизированной системы управления бюджетным процессом Омской области уже были проанализированы 25 декабря антимонопольными органами. Проигравший участник настаивал на том, что еще на стадии подготовки конкурсной документации омские чиновники создали такие условия, при которых победитель — ПНО «Криста» — изначально имел преимущество. В настоящий момент юристы минфина предстоящий судебный процесс комментировать отказываются, но в ходе рассмотрения жалобы в Омском УФАС России они заявляли, что выбор в пользу НПО «Криста» был сделан обоснованно и никаких нарушений в ходе проведения конкурса нет. Тем не менее антимонопольщики пришли к выводу, что претензии, изложенные в жалобе КЦ «Система», частично обоснованны (см. «КВ» от 10 января 2008 года).
Прецедент, по мнению заместителя руководителя Омского УФАС России Владимира ШАРОВА, был действительно не рядовой. Обе фирмы, участвовавшие в конкурсе, хорошо известны заказчику, с обеими фирмами минфин давно работает и прекрасно знает все их возможности. И при рассмотрении конкурсных заявок комиссией министерства финансов оба участника получили практически одинаковое количество баллов. Результат победителя — 85,36 балла, а проигравшего — 85. Но при этом разница в суммах контрактов была весьма ощутимой. НПО «Криста» за свою работу попросило 95 миллионов рублей, а москвичи — всего 75 млн рублей. Кроме двадцатимиллионной экономии, у КЦ «Система» были и другие интересные предложения. В частности, москвичи готовы были внедрить программный комплекс за год, в то время как НПО «Криста» на разработку своей программы просило полтора года. Да и гарантию москвичи давали трехлетнюю, а предприятие из Рыбинска — только годовую.
На декабрьском заседании комиссии Омского УФАС минфин представляла весьма авторитетная делегация из пяти членов конкурсной комиссии (в том числе из двух заместителей министра финансов — Валентины ЧЕРНОЙ и Юрия НАДЕЛЯЕВА). Но даже в таком составе представители минфина не смогли полностью убедить антимонопольное ведомство в том, что выбор между двумя разработчиками программного обеспечения, участвовавшими в конкурсе, был сделан обоснованно. Чиновники напирали на то, что предложение москвичей было стандартным, а заявка НПО «Криста» содержала некое «ноу-хау». Однако, так и остался неясным вопрос о том, стоит ли переплачивать за это «ноу-хау» 20 млн рублей из регионального бюджета. У НПО «Криста» было только одно явное преимущество — собственное представительство в Омске, которое гарантировало оперативное реагирование на все пожелания заказчика. Но и это предложение никак не перевешивало разницы в стоимости контрактов у разработчиков из Москвы и Рыбинска.
Осложнил ситуацию и промах минфина со сроками. Контракт с НПО «Криста» министр финансов Омской области Рита ФОМИНА успела подписать на день раньше, чем предусмотрено законодательством и когда антимонопольным органом была рассмотрена жалоба второго участника конкурса, поэтому москвичам оставался только один путь — судебный. В суд, кстати, мог обратиться и Омский УФАС России. Такой вариант антимонопольным органом действительно рассматривался в середине января, но, как пояснил корреспонденту «КВ» руководитель Омского УФАС России Сергей СУМЕНКОВ, нарушения, допущенные областным минфином в ходе проведения конкурса, на его результаты существенно повлиять не могли. И поэтому, мол, обращение с иском в суд было признано нецелесообразным. Что, однако, не исключает возможности для КЦ «Система» отстаивать свои права самостоятельно. Какое решение примет в итоге суд — покажет время.