Справка «КВ»
ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» было создано в 2004 году. За четыре года оно стало одним из лидеров отрасли. Сейчас клиентами компании являются более 180 компаний, включая крупные банки, телекоммуникационные компании, страховые и лизинговые компании, предприятия ЖКХ и другие. Филиалы компании охватывают почти всю Россию. В 2007 году «Секвойя» выступила в качестве одного из учредителей НАПКА (Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств). Под управлением «Секвойи» находятся долги на сумму 820 миллионов долларов.
На организацию омского филиала и call-центра «Секвойя», по данным «КВ», потратила свыше двух миллионов долларов. По словам заместителя генерального директора компании Алексея КОЗЫРЕВА, омский филиал быстро окупится из-за высокой потребности в коллекторских услугах. По данным «Секвойи», количество долгов продолжает неуклонно расти. Сейчас, по самым оптимистичным оценкам ЦБ, емкость долгового рынка России составляет четыре миллиарда долларов. Следовательно, потребность в коллекторах будет.
Решение об открытии в Омске мощного call-центра Алексей КОЗЫРЕВ прокомментировал так: «В Омске много молодых специалистов, и местный рынок труда значительно дешевле, чем в соседних городах. К тому же при принятии решения имели значение цена аренды коммерческой недвижимости, а также стоимость коммуникаций».
Этот call-центр «Секвойя» организовала при поддержке компаний «Avaya» и «IBS Platformix». По словам генерального директора «IBS Platformix» Георгия ПОЛИХРОНИДИ, омский call-центр станет самым крупным в Восточной Европе среди call-центров коллекторских агентств: «Более мощными являются только абонентские службы мобильных операторов, однако 80% их звонков — входящие, а в коллекторском call-центре 80% — исходящие. На такие звонки приходится более серьезная нагрузка системы». Планируемое количество рабочих мест центра до конца 2009 года — 1 200. Ну а пока до конца 2008 года будет организовано 400 мест.
Среди прямых конкурентов в Омске Алексей КОЗЫРЕВ назвал всего двух федеральных игроков -ФАСП и «Пристав», филиалы которых находятся в Омске. Однако он подчеркнул, что «Секвойя» сотрудничает с ними: «Толкаться локтями еще пока рано. Рынок сбора задолженностей еще очень далек от насыщения. Сейчас нужно сотрудничать. Мы постоянно общаемся с членами НАПКА и стараемся совершенствовать законодательную базу по сбору задолженностей». В Омске у «Секвойи» местных клиентов пока нет, только ведутся переговоры. Омский филиал планирует работать с местным ЖКХ.
— У нас нет никакого интереса к коллекторским агентствам, — говорит Олег СИЛЬНЯГИН, председатель правления местного ИТ Банка. — Дело в том, что местные банки проводят консервативную кредитную политику: мы внимательно анализируем заемщика, и у нас довольно высокий процент отказов на первоначальном этапе, еще до заполнения договора, — поэтому проблем с задолжниками у нас почти нет (в ИТ Банке меньше одного процента задолженностей). Наша служба безопасности вполне справляется с такими объемами. Думаю, что коллекторы и не будут востребованы среди местных банков в будущем, если их кредитная политика не изменится. Мы пока ее менять не собираемся.
По мнению Владимира ТЕЛЕГИНА, руководителя обособленного подразделения ФАСП, в Омске хватает коллекторских агентств, и конкуренция между ними становится все более серьезной. Кстати, ФАСП также планирует в скором времени открытие своего call-центра в Омске (второго после московского!). Владимир ТЕЛЕГИН так объяснил намерение компании организовать call-центр в нашем городе: «Омск находится в географическом центре Российской Федерации, поэтому этот call-центр сможет охватить все города за Уралом, в которых есть наши подразделения».
Что касается эффективности сбора задолженностей, то, по оценкам заместителя генерального директора «Секвойи», в месяц пять-шесть процентов от общего объема задолжников возвращают долги: «Сложность нашей работы состоит в том, что до 60% людей не хотят идти на контакт, однако мы надеемся, что с появлением западно-сибирского call-центра ситуация значительно улучшится».
Сейчас коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» работает по двум схемам: по агентскому договору с кредитными учреждениями, получая 20% вознаграждения за каждый возвращенный долг, и выкупает проблемные долги у кредитных организаций с дисконтом в 95% (!). То есть агентство выкупает долг за пять процентов от всей его стоимости.
По словам Алексея КОЗЫРЕВА, в скором будущем среди коллекторских агентств будет наблюдаться снижение маржи. А это уже говорит об усиливающейся конкуренции. Что только подтверждает слова Владимира ТЕЛЕГИНА о тесноте рынка коллекторских услуг.