Омские патентные поверенные объяснили предпринимателям, что основная функция товарного знака — отличать товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Для того чтобы товарный знак можно было зарегистрировать, он обязательно должен обладать различительной способностью. Часто бизнесмены не знают этого и инвестируют в свой товарный знак много средств, а потом узнают, что он не может быть зарегистрирован. Один и тот же знак может обладать разной различительной способностью по отношению к разным группам товаров — для одних он может быть описательным, а для других и вовсе вводить потребителей в заблуждение.
— Например, товарный знак «Балет», зарегистрированный в отношении кондитерских изделий, не может быть зарегистрирован в отношении хореографических заведений. Кроме того, он будет вводить потребителей в заблуждение, если его попытаются зарегистрировать в отношении фитнес-услуг. Проверка различительной способности товарного знака проводится государственной экспертизой при оценке заявленного обозначения в Роспатенте — велик процент отказаименно по этой причине, — отметила патентный поверенный РФ Татьяна ШИШУРИНА.
Особое внимание бизнесменов обратили на то, что товарными знаками не могут быть зарегистрированы: обычные цифры, буквы, не имеющие словесного характера, обычные геометрические фигуры, изображения, перегруженные изобразительными элементами, когда обозначение очень сложно воспринимается. Но все же если такие знаки приобретут различительную способность и госэкспертиза это докажет, то их зарегистрируют. Например, товарный знак «Главпродукт» был зарегистрирован именно по приобретенной различительной способности, хотя включает в себя видовое наименование продукта — потребители стали ассоциировать с этим знаком конкретного производителя. Евразийский и российский патентный поверенный, директор томского Агентства интеллектуальной собственности «Бутенко и Партнеры» Людмила БУТЕНКО посоветовала до регистрации товарного знака проверять его на тождество с уже зарегистрированными не только товарными знаками, фирменными наименованиями, но и с доменными именами, а также с коммерческими обозначениями. Татьяна ШИШУРИНА тут же уточнила слова гостьи из Томска, напомнив, что нормативов в Гражданском кодексе, объясняющих, что представляет собой коммерческое обозначение, пока нет — сам Роспатент не знает, что это такое. А что касается доменного имени, то, по словам ШИШУРИНОЙ, оно сможет уязвить товарный знак только тогда, когда полностью будет тождественным ему. А ведь доменные имена часто имеют расширения, типа ru или com, чего точно не может быть у товарного знака.
— Законодатель четко определил, что коммерческое обозначение является объектом исключительных прав. Даже эта фраза уже позволяла нам снимать в суде многие претензии, которые возникали к товарным знакам в Роспатенте. Поэтому с коммерческими обозначениями нужно быть предельно осторожными, тем более что исключительные права распространяются не только на вывеску предприятия, но и на товары, которые оно производит, и на рекламу, и на сопроводительную документацию. Я думаю, что дебаты в суде и в административных органах будут мощными по этому вопросу, — настаивала на своем БУТЕНКО.
Поверенный из Томска отметила самый отрицательный, по ее мнению, момент 4-й части ГК — палата по патентным спорам, которая раньше была достаточно независимым в принятии решений органом, теперь является лишь ветвью Роспатента. То есть оспаривание, аннулирование и т.п. осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, а палата всего лишь принимает в этом участие — БУТЕНКО посчитала данную формулировку ГК просто небрежной.
— Сейчас нередки случаи, когда мы отговариваем своих клиентов от обращений в палату по патентным спорам, чтобы сэкономить их деньги. Похоже, настали времена, когда решения одной из ветвей Роспатента — Федерального института промышленной собственности (проводит экспертизу) — просто штампуются палатой. Нужно иметь репутацию агрессивного и активного поверенного или клиента, чтобы выиграть сегодня споры в палате, — считает БУТЕНКО.
Татьяну ШИШУРИНУ так возмутили смелые речи гостьи о Роспатенте, что она несколько раз пыталась перебить ее и перевести разговор в другое русло, ссылаясь на то, что бизнесменам не интересны внутренние дрязги Роспатента.