Одной из заметных новинок в правовом регулировании российского доменного рынка стало вступление в силу в начале января 2007 года закона о персональных данных. Персональные данные — сведения, которые позволяют идентифицировать человека, например, имя, фамилия, отчество, дата рождения, место жительства, номер паспорта и другие. В соответствии с законом сервис Whois, который используется для получения информации о доменных именах и их владельцах, теперь относится к общедоступному источнику персональных данных.
— В поле «person» Whois-сервиса для физических лиц и индивидуальных предпринимателей указывается полное имя лица, являющегося администратором (владельцем) домена. С февраля 2008 года, в соответствии с законом о персональных данных, владельцы доменов в зонах .RU и .SU — физические лица и ИП, зарегистрировавшие домены в RU-CENTER, — получили право закрыть сведения о себе фразой «Private Person», так как разглашать сведения о владельце домена без его письменного согласия теперь запрещено. Конечно, внутри служебной базы данных регистратора доменов персональные данные владельцев останутся, но в публичный доступ, как было раньше, они уже без разрешения не попадут, — пояснил «КВ» представитель Регионального Сетевого Информационного Центра RUcenter (Москва) Андрей ВОРОБЬЕВ.
Дополнительные трудности, по словам ВОРОБЬЕВА, теперь могут возникнуть и у тех, кто задумает организовать на сайте какое-либо анкетирование посетителей, подразумевающее сбор их персональных данных. Например, в анкете на сайте требуется указать фамилию, имя и отчество, а также адрес проживания. Эти данные относятся к категории персональных. Поэтому веб-сайт должен собирать и обрабатывать их в соответствии с законом о персональных данных, а он накладывает серьезные ограничения, например, требует обеспечить защиту данных, как того требует правительство РФ.
— Вряд ли подобные средства будут доступны небольшому сайту, работающему на виртуальном хостинге, — отметил ВОРОБЬЕВ. — Разумеется, защита персональных данных затрагивает и онлайн-сервисы, требующие указать «сведения о персоне» при регистрации нового пользователя, например, сайты знакомств. Также персональные данные необходимы интернет-магазинам, для того чтобы обеспечивать получение платежей и доставку товаров.
Кроме того, по закону любой человек, передавший свои персональные данные, например, в рамках анкетирования на сайте, имеет право по своему запросу получить от владельца сайта подробное разъяснение всего процесса, в котором эти данные задействованы. Это может оказаться не такой простой задачей, особенно для небольшого веб-проекта.
Алена АНДРЕЕВА