над этим, однако вспомнил о том, какой подарок получил к своему юбилею Санкт-Петербург: «Думаю, Валентина Ивановна (МАТВИЕНКО — прим. редакции) удовлетворена. Большего подарка, чем омский, мало кто мог сделать». Следующее заседание оргкомитета — третье по счету — должно пройти в августе в Омске, после чего проект программы будет вынесен на заседание правительства РФ. Перед этим ответственным шагом, по словам Леонида ПОЛЕЖАЕВА, ему предстоит лично встретиться с автором указа о 300-летии Омска, ныне занимающим пост премьер-министра Владимиром ПУТИНЫМ.
О заседании оргкомитета по 300-летию Омска
Прошел почти год с момента проведения в Омске первого оргкомитета по реализации указа президента о праздновании 300-летия Омска. Мы усиленно работали над выполнением тех пунктов и поручений, которые были сделаны в адрес правительства области. Мы еще в январе готовы были к проведению этого комитета, но по понятным причинам я его откладывал: шла выборная кампания и состав правительства РФ не был сформирован. Обсуждение шло порядка трех часов, но не носило характер формального. Все-таки конфликт интересов разных ведомств, правительства области и в идеологии, и в практике применения указа президента был, есть и, наверное, будет продолжаться до последнего дня 2016 года. И хотя все ведомства согласовали те предложения и мероприятия, которые мы предложили, ни одно из них не взяло на себя ответственность решать самую главную часть вопроса — финансовую. Все ведомства делали приписки: да, все верно, но денег у нас нет, поэтому надо обращаться к президенту. Я заметил в своем выступлении это странное понимание поручений, определенных указом президента. Получается алогичная картина: все ведомства возвращают вопрос президенту. Не он им поручает выполнение, а они ему: вот мы, мол, здесь посоветовались, умные люди, а вы решайте.
Я закончил свое выступление мыслью о том, что мы много и часто рассуждаем о роли Сибири, которой могущество и богатство российское прирастать должно. Но при этом знаем об опережающем росте демографических проблем. Сами по себе такие проблемы не разрешаются. Сибирь остается малопривлекательной зоной для проживания, экстремальной зоной. Если мы хотим привлечь сюда людей, нам мало только идеологических заклинаний и ломоносовской фразы. Эта фраза давно стала настолько затасканной и вульгарной в нашем понимании, что больше даже обижает. Возникает вопрос: чье богатство прирастает Сибирью? Сибири нужны специальные условия — лучший соцкультбыт, более дешевое жилье, большие зарплаты. Вот на что на самом деле должен быть нацелен юбилей нашего сибирского города.
О финансировании программы 300-летия
Регулирование стока реки Иртыш, строительство метро и южного обхода Омска — это государственные задачи, поэтому здесь должен участвовать федеральный бюджет. Но если мы будем просить на тротуары или ремонт крыш, то все люди, с которыми мы соприкасаемся, от президента и до последних клерков ведомств, посмотрят с сожалением на таких руководителей региона. Я не случайно привел там цифры: в 2007 году на жилищное строительство в Омской области мы привлекли 14 млрд внебюджетных источников. Тем не менее мне трудно понять жанр деятельности некоторых федеральных чиновников. Энтузиазма такие указы у них не вызывают. На днях Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал указ о праздновании юбилея Ярославля и изъявил желание сам возглавить оргкомитет. Не случайно это делается. Если во главе не будет стоять какой-то крупный федеральный чиновник, обладающий ресурсной частью и влиянием, то такие проекты не решатся. Напомню, речь идет об определении вектора социально-экономического развития региона. При общем небогатом ресурсном обеспечении нам важно не выпасть из числа экономически развитых регионов. Трудно тягаться с Красноярском, Тюменью. Но у нас есть мозги. Может же Япония тягаться со всем миром, почему Омск не может использовать свой интеллектуальный ресурс на благо развития тех высокотехнологических отраслей промышленности, которые нам обеспечат приоритетность?
О передаче акций аэропорта
Росавиация соглашается с тем, что дальше эксплуатировать находящийся в уличной сети аэропорт небезопасно: и по экологическим, и по техногенным причинам. Он не имеет инфраструктуры, которую можно было бы сегодня использовать для растущих грузоперевозок. В этом смысле Омск более предпочтителен, чем Красноярск и Новосибирск. У них есть свои зоны влияния, но ближе всех к срединному региону с редкой железнодорожной сетью Омск. И эту задачу прежде всего мы ставим. А не то, что люди, сидящие на этом пекле, называемом Омск-Центральный, пытаются объяснить, что в Омске нет грузопотока и нет пассажиров, поэтому строительство нового аэропорта нерентабельно. Это, конечно же, не так. Согласие Минимущества и Росавиации есть, но опять с интересными оговорками: мы бы передали (акции — прим. редакции), но боимся, что вы не построите новый аэропорт. Конечно, мы его не построим, если не получим имущественный комплекс старого аэропорта и не сделаем его залоговой базой. Она позволила бы нам решать вопросы с вероятным инвестором, который бы безотлагательно приступил к строительству нового аэропорта.
О метро
Я ставил вопрос, как и на пером заседании, о паритетности финансирования строительства метро. Но этот вопрос практически не поддерживается. Он поддерживается для двух городов — Москвы и Санкт-Петербурга. Нам предлагают остаться на соотношении 20% — федеральный бюджет, 80% — региональный. Дальше этого процента мы не продвинулись пока. Минтранс горячо поддерживает, но денег, извините, нет. Этот вопрос будет вечным. Думаю, в 2040-2050 годах в Омске будет жить не менее 2-2,5 млн человек. Город надо готовить к этой перспективе. На оргкомитете все же не решается, каким будет финансирование. Решать это будет правительство РФ. После третьего заседания мы выносим проект на рассмотрение правительства РФ. Надо быть готовыми убедить премьер-министра, автора указа о 300-летии Омска, выполнить этот указ в полной мере, в том числе в части строительства метро.
О помощи депутатов Госдумы
Разное отношение у депутатов Госдумы от «Единой России». Это как у ЧЕХОВА, когда жена мужу объясняет: я телом была с ним, а душою — с вами. Вот так и они — душою были с нами. Но кроме души, безусловно, нужно использование того ресурса, которым наделены депутаты Госдумы независимо от «Единой» они России или нет. Есть же у нас депутаты и от КПРФ, которые в период избирательной кампании клялись в верности до гроба омском народу. Надо не только место для клятв находить, но и для приложения усилий. Я не скажу что они стоят в стороне, но хотелось бы большего участия.
О новом кабинете министров РФ
Состав правительства новый с точки зрения юридического оформления. Правительство состоит из известных людей, с которыми уже работал президент, и он надеется на них. Если говорить о работе правительства как коллективном органе, здесь все зависеть будет от качества работы, от того, насколько председатель правительства будет динамично и системно вести деятельность. У него будет меньше зависимости от иных политических органов, поскольку сам председатель является крупной политической фигурой и способен к принятию самостоятельных решений. Поэтому, думаю, активность правительства будет несравнимо выше, чем при ФРАДКОВЕ и ЗУБКОВЕ. Ничуть не ставлю под сомнение их деловые качества, но есть вопросы другого порядка: куда смещается политический центр, где больше политического наполнения. Вот при той расстановке политических сил президент-премьер он будет играть более активную роль. Сомневаться в профессионализме действующих министров, которых я знаю, мне не приходится. Основное ядро правительства — это люди, наработавшие большой опыт и набившие шишек.