Вопрос необходимости создания подобных учреждений поднял депутат горсовета Александр ИВАНОВ. Правда, комитет по предложению администрации города трансформировал его инициативу, в которой изначально предлагалось создавать автономные учреждения путем реорганизации КТОСов. По мнению депутата, неопределенный статус и непрозрачность КТОСов, в том числе финансовая, сегодня не позволяют им реализовать те функции, для которых они создаются. Кроме того, предприниматели сегодня отказываются спонсировать КТОСы именно по причине их непрозрачности.
— Деньги зарабатываются довольно тяжело, и отправлять их в какие-то фонды, не зная, попадут ли они в КТОСы, решаются не многие, — пояснил Александр ИВАНОВ. — При юридическом статусе автономного учреждения все намного проще — деньги поступают на счет учреждения и расходуются на конкретные цели.
Автономные учреждения, согласно вышедшему в конце 2006 года одноименному закону, являются некоммерческими организациями, учредителями которых выступают органы исполнительной власти различных уровней. Плюсами такой организационной формы является гибкая схема финансирования — возможность получения как бюджетных средств, так и самостоятельно заработанных и система оптимизации налогов. По мнению депутата, администрация города, используя право учредителя, может влиять на организационную политику данных учреждений, а общественный контроль будет осуществлять наблюдательный совет, куда могут входить как местные жители, так и депутаты и предприниматели, работающие на территории округа. Подобные автономные учреждения, по версии Александра ИВАНОВА, будут заниматься управлением муниципальным жилищным фондом и благоустройством закрепленных территорий, содержанием спортивных площадок, обеспечением первичной пожарной безопасности, а также контролировать управляющие компании — качество и количество предоставляемых ими услуг, тарифную политику.
Версия с контролем над УК, благоустройством территорий и управлением жилым фондом посредством созданных на местах и подконтрольных мэрии организаций чиновникам горадминистрации понравилась. Однако вариант реорганизации КТОСов вице-мэр Владимир ПОТАПОВ отверг сразу: «Ничего кроме развала КТОСов это не даст». На защиту комитетов территориального самоуправления бросилась вся команда мэрии. По ее мнению, убивать общественную инициативу и упразднять КТОСы нельзя. Александр ИВАНОВ заметил, что упризднять ничего не нужно, чиновникам достаточно просто «рекомендовать» населению проявить свою общественную инициативу другим способом — не через КТОСы, а через автономные учреждения. Депутаты поддержали коллегу и предложили рассмотреть вопрос о совершенствовании работы КТОСов отдельно.
Разработкой вопроса по созданию организаций, которые займутся благоустройством микрорайонов и управлением муниципальным жильем, а также контролем над УК, займется рабочая группа, в которую вошли представители администрации и четверо депутатов — Александр ИВАНОВ, Александр МЯСНИКОВ, Алексей СОКИН и Юрий ФЕДОТОВ. Смысла в этом не увидела только вице-мэр Татьяна ВИЖЕВИТОВА.
— У нас в городе уже создано 15-20 автономных учреждений, которые выполняют функции, переданные им муниципалитетом, — пояснила вице-мэр. — Что касается вопросов благоустройства, мы как раз сейчас пытаемся усовершенствовать деятельность организаций, в том числе нашей технической инспекции, чтобы повысить уровень контроля с ее стороны.