Директор Омского филиала транспортной компании «Шерл» Александр ПОПОВ считает, что по количеству предоставляемых услуг компании в городе нет конкурентов. В ближайшее время он прогнозирует приход в Омск крупных игроков. О том, какие изменения происходят и будут происходить на омском рынке грузоперевозок, Александр ПОПОВ рассказал корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ.
— Александр Михайлович, чем вы занимались в компании «Шерл», до того как возглавили омский филиал?
— В холдинге я начинал работать в Новосибирске, потом уехал в Москву, затем снова вернулся в Новосибирск, откуда в ноябре 1999 года переехал в Омск, чтобы открыть и возглавить здесь филиал «Шерла». Назвать свою определенную должность в то время я даже затрудняюсь. В Новосибирске я работал грузчиком, приемосдатчиком, строителем, прорабом. В Москве был заместителем начальника железнодорожной станции Подмосковная, принадлежавшей компании «Шерл». В общем, я прошел все ступени — от грузчика до директора.
— Как сейчас развивается компания?
— «Шерл» — это московская компания, которая имеет 22 филиала по всей стране. Омский филиал является самым крупным подразделением холдинга. С небольшим количеством работников мы имеем самый большой объем перевозок. В штате нашего филиала трудится порядка 120 сотрудников. Грузооборот компании за год составляет около 260 тысяч тонн. В 1999 году, когда открывался омский филиал, в городе было несколько транспортных компаний, их можно было по пальцам пересчитать.
За 9 лет появилось порядка 300 предприятий. Большинство из них оказывает узкий спектр услуг на рынке перевозок. Мы же предоставляем весь набор услуг — вагонные поставки грузов из Москвы, Питера, Омска во все регионы страны, а также ближнее и дальнее зарубежье. Помимо этого мы осуществляем автоперевозки грузов по Омской области, России и за ее пределы.
— Основные направления грузоперевозок?
— Транспортировка всех грузов в основном идет через Москву, это главная перевалочная база всей России. Поэтому большинство грузов в регионы движется из столицы.
На запад компания «Шерл» возит продукцию таких предприятий как «Манрос», «Омсквинпром», «Сибур» и многих других омских производителей. На восток наши автотранспортные перевозки доходят до Улан-Удэ, дальше не ездим — там просто нет дороги.Вернее есть, но по ней очень сложно возить фуры с грузом. Поверхность дороги состоит из острых скальных пород. Если по ней проехать, нужно сразу менять комплект колес. А это стоит дорого. Поэтому никто туда груз на автомобиле не повезет. Только на железнодорожном транспорте.
«Шерл» также предоставляет услугу по спецотправкам — транспортировка спецтехники, спецоборудования, габариты которых выходят за зональные размеры — допустимые габариты на железной дороге. Мы сотрудничаем с иностранными фирмами «Халлибуртон Интернешенал Инк» и с «Панальпина Ворд транспорт»,которые поставляют буровое оборудование на север Омской области.
— Объем грузоперевозок зависит от времени года?
— Наша работа сезонная. Самые большие объемы перевозок приходятся на три месяца — октябрь, ноябрь и декабрь. В это время все магазины заполняются продуктами на новогодние праздники. В январе, феврале спад, так называемые мертвые месяцы. В марте и апреле объемы перевозок постепенно увеличиваются, а с середины июня начинается валовый подъем грузоперевозок. Летом хорошо идет алкогольная, безалкогольная продукция, весной — шины, осенью мы перевозим очень много сельхозпродукции — картофель, морковь, капусту. В основном сельхозпродукция идет на Дальний Восток, Север и, как ни странно, на юг, в Ростовскую область.
— Какой у вас парк машин?
— Собственного парка машин у компании «Шерл» нет.Машины у нас наемные. Содержать свой автопарк — это совсем другой бизнес. Нужно иметь свою инфраструктуру — гаражи, водители, обслуживающий персонал. Мы оказываем экспедиционные услуги. Были в Омском филиале «Шерла» свои машины — три Volvo и три Mercedes. Они отработали несколько лет. Но эти машины попросту не справлялись со всеми заказами. Нужно было либо увеличивать свой автопарк, либо от него избавляться. В итоге пришлось продать эти машины. У компании «Шерл» есть свои вагоны и контейнеры как в аренде, так и в собственности, но их тоже не хватает. Приходится пользоваться парком МПС.
— По какому принципу выбирает грузоперевозчиков?
— С нами работают фирмы, которые имеют свой автотранспорт. Это в основном индивидуальные предприниматели. Мы заключаем договор с водителем, по которому он несет полную материальную ответственность за полученный к перевозке груз. Мы также страхуем грузы в обязательном порядке. Отмечу, что не каждая транспортная компания сейчас занимается страховкой, так как это дополнительные затраты для предприятия. «Шерл» работает с фирмами, у которых есть в наличие рефрижераторы, тентованые фуры.
— Какие барьеры существует при выходе на рынок грузоперевозок?
— В принципе на рынок попасть не так просто. Люди закладывают дома, квартиры, берут кредиты и покупают машины. Однако взять машину и работать начать сразу не получается. К примеру, чтобы начать с нами сотрудничать, предприниматель должен зарекомендовать себя с положительной стороны — стаж работы не менее 5 лет, стабильное семейное положение. Может быть, у тебя ничего нет, а ты взял груз и уехал восвояси. А стоимость груза 3-8 млн рублей. У нас есть постоянные водители, которым мы доверяем и работаем с ними уже 9 лет. Такая практика существует у всех экспедиторов.
— Расскажите про тарифы на грузоперевозки.
— Если брать московское направление, то отправить груз в столицу будет стоить дешевле, чем привезти его обратно. Стоимость автоперевозки в Москву составляет порядка 46 тысяч рублей за 20 тонн груза, а из Москвы уже 110-120 тысяч рублей. Если отправлять груз по железной дороге, то здесь тарифы устанавливает ОАО «Российские железные дороги». Сейчас существуют тарифы 1, 2, 3 класса. К примеру, перевезти в вагонах угль — один тариф, мясо — другой, водка — третий. В одном поезде — все три разных тарифа. В чем разница, непонятно.
— Вы сказали, что сейчас в городе работает 300 транспортных компаний. Значит, конкуренция большая?
— За пять лет тарифы на автоперевозки не изменились. Но за это время уровень жизни повысился, топливо подорожало, а цены на перевозки остались те же. Сейчас автоперевозками становится заниматься проблематично. Но транспортные компании, в том числе и «Шерл», не идут на резкое повышение тарифов. Потому что конкуренция бешеная. Банки стали свободно давать кредиты, вследствие этого появилось много машин. Если раньше не хватало омских водителей и к нам приезжали работать из Новгорода и других регионов, то сейчас омских водителей очень много. А они готовы работать за копейки — лишь бы найти работу и оплатить свой кредит в банке.
— Какая у вас доля рынка и кто ваши основные конкуренты?
— В Омске наша доля рынка составляет около 8%. А какие у нас могут быть конкуренты? Желдорэкспедиция занимается преимущественно почтово — багажными отправками «Фарт» — сборными вагонами, «Том и K» на «Росаре» выполняет только заказы предприятия и осуществляет автоперевозки. «ТрансКо» специализируется на контейнерной перевозке. Мы занимаемся всем. В принципе конкурентов «Шерлу» по количеству предоставляемых услуг в городе нет.
— Сейчас в Омске активно начинает работать Первая экспедиционная компания. Не боитесь конкурентов?
— Про них я мало что знаю. Что-то слышал, но больше ничего. Если не ошибаюсь, они занимаются только автоперевозками, мы же занимаемся всеми перевозками. Наш пирог большой. И ничего страшного не случится, если они откусят его кусочек.
— Мелкие грузоперевозчики вам не конкуренты?
— Они конкурировать могут только лишь демпингом цен, чтобы переманить клиентов. Но при этом сразу стоит отметить, что у мелких фирм нет той техники, опыта, кадров, которые помогают безопасно и качественно перевезти груз. Мелкие компании не имеют своих складов. У нас для этого есть специальная площадка, которая находятся на станции Московка. Там есть склады, подъездные пути. Если клиент не может сразу подъехать за грузом, мы его бесплатно храним двое суток. Склады находятся под охраной и сигнализацией. В дальнейшем на рынок будут приходить крупные компании. В регионы в основном пойдут филиалы крупных компаний. Прогнозирую, что через один-два года в Омске появятся крупные московские грузоперевозчики. Мелкие фирмы должны будут либо попрощаться с рынком, либо консолидироваться с другими компаниями, чтобы создать крупную структуру.
— Какие существуют проблемы при грузоперевозках?
— Главная проблема — это дороги. Переехать через Урал, а это 360 километров, с каждым годом становится проблематично. Из-за плохих дорог водители целые сутки едут через Урал, хотя можно было бы и быстрее — это ведь федеральная трасса. По этим дорогам и опасно ездить. Но здесь немалую роль играет человеческий фактор. В России давно пора бы сделать как в Европе, так сказать, нормированный рабочий день. Там водитель, проехав 4 часа, обязан остановиться, отдохнуть час-полтора. Потом он должен проделать путь еще 4 часа, после чего ему следует остановиться и где-то переночевать. Вот тогда на трассе и аварий не будет. А у нас сонные водители просто вылетают на Урале с серпантина. Порой напьются «энергетиков» и шпарят по 16 часов в сутки. Таких случаев очень много. Это недопустимо. Я сам любитель дальних поездок на своей машине. И через Урал частенько переезжаю. Там в кюветах лежат машины. Также причиной этому являются обгоны, колдобины и узкие дороги. Каждый водитель торопится обогнать и заработать больше денег, чтобы рассчитаться с кредитом за машину.
— А с ГАИ на дорогах проблем не возникает?
— Об этом и говорить не хочется. На дорогах просто процветают поборы и вымогательство. Сотрудники ГАИ без причин останавливают фуры и требуют с водителей деньги. На самом деле причину они могут найти любую. К примеру, начнут проверять машину на угон. А это, как минимум, потеря дорогостоящего времени. Поэтому водитель готов отдать 500-1000 рублей, лишь бы ехать дальше.
— Какие барьеры существуют при отправке грузов за пределы страны?
— Никаких. С таможней мы работаем очень плотно и хорошо. Лишь бы был правильно задекларирован груз у грузоотправителя, и все документы были в порядке. Мы отправляем свои грузы в Прибалтику, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Польшу, Германию, Венгрию, Болгарию на Украину.
— Повышение цен на топливо сильно сказывается на работе транспортной компании?
— Компания «Шерл» также осуществляет доставку грузов по Омску и Омской области. При повышении цен на топливо, ГСМ, увеличении тарифов на железнодорожные перевозки нам приходится поднимать тарифы на доставку продукции. От этого страдает потребитель — в первую очередь бабушки и дедушки. Кто богатый, тот на цены в магазине не смотрит. Он захотел — и купил. Для малообеспеченных слоев населения повышение цен всегда неприятно. Пусть это будет продукция Любинского молочного комбината, которую необходимо довезти до города и распределить по магазинам. Увеличение цены на топливо уже отразится на стоимости хлеба и молочных продуктов. Хотя после подъема цен на дизтопливо в первый месяц свои прайсы мы стараемся не поднимать.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— В свое время занимался рафтингом. Получил звание КМС. Сейчас люблю копаться на дачном участке. Там у меня есть свое озеро и остров размером — 10 на 10 метров. А вокруг развел карасей, сазанов. Вообще люблю природу, лес. Каждый год выезжаю в тайгу половить рыбу, поесть ягоды, насобирать грибы, надышаться таежным воздухом. Люблю почитать, но пока на это нет времени. Когда пойду на пенсию, обязательно появится время для чтения.