Первый опыт
Как поясняли суду работники Одесского ОСБ № 5922, в 2004 году Сергей СНЫТКО был для них человеком известным, уже обслуживался в Одесском ОСБ, имел там расчетные счета и даже получал небольшие кредиты на подконтрольные фирмы. В то время Сергею СНЫТКО принадлежало значительное количество предприятий (ООО «Спектр Плюс», ООО «Сибрегионцентр», ООО «Общепит», ООО «Сибирский колос», ООО «ПКФ „Спектр“, ООО „Урожай“, ООО „РСУ“, ООО „Столица“, ООО „Бриз“, ООО „Ом-сервис“, ЧОП „Кобальт“, НП „Содружество“), и были они зарегистрированы не только в Одесском, но и в Русско-Полянском и в Нижнеомском районах, хотя фактически располагались в Омске, на территории производственной базы ООО „РСУ“ по улице Сибирской, которой тоже владел Сергей СНЫТКО. Предприятиями „холдинга“ руководил либо он сам, либо его родственники и знакомые, но важные решения, как вспоминали свидетели, без Сергея СНЫТКО никогда не принимались.
Первый из невозвращенных кредитов на 11,5 млн рублей Сергей СНЫТКО взял в ноябре 2004 года на ООО „Спектр Плюс“ именно в Одесском ОСБ (все сельские отделения до 1 января 2006 года подчинялись не Омскому отделению № 8634 Сбербанка России, а Западно-Сибирскому банку Сбербанка России в Тюмени и обладали достаточной самостоятельностью при решении вопросов о кредитовании сельских предпринимателей и товаропроизводителей). Сам Сергей СНЫТКО находился в это время в Германии, а распоряжения отдавал по телефону своей жене, которая и оформляла документы вместе с директором ООО „Спектр Плюс“. Часть векселей по распоряжению СНЫТКО была передана работнику службы безопасности Одесского ОСБ, оставшаяся часть обналичена в Росбанке, а деньги перечислены на лицевой счет Сергея СНЫТКО, чтобы он смог снять их по своей пластиковой карте.
Деньги из первого фиктивного кредита ушли на приобретение слегка подержанного легкового автомобиля „Мерседес“ (2000 года выпуска), подержанного магистрального тягача (1999 года) и бывшей в употреблении линии для производства пластиковых окон (16 станков). Хотя сам предприниматель и уверял, что идея кредита принадлежала не ему, а другому соучредителю ООО „Спектр Плюс“ и что никакого умысла на хищение денежных средств у него тогда не было, но, судя по свидетельским показаниям бухгалтера, все подконтрольные Сергею СНЫТКО организации никакой реальной деятельности в то время не вели и имущества на балансе не имели. Сергей СНЫТКО только создавал видимость оборотов, перечисляя деньги с одного счета на другой (единственное исключение — ООО „РСУ“, у которого на балансе числилась та самая производственная база площадью 2000 кв. метров).
Кредитная схема
В качестве залога по первому фиктивному кредиту Сергей СНЫТКО оставил банку 3,5 тысячи тонн пшеничной муки на общую сумму в 14 млн рублей, которую ООО „Спектр Плюс“ согласно договору купило у другой подконтрольной ему фирмы. Куда потом делась эта мука и была ли она — ни банк, ни следствие так и не смогли установить. Ни один из работников предпринимателя тоже ничего внятного пояснить о судьбе муки не смог, что и позволило следствию предположить фиктивность залога. По очень похожей схеме с такими же фиктивными залогами Сергей СНЫТКО получал и остальные кредиты. Под следующие 8 млн рублей, которые предприниматель взял в январе 2005 года в том же Одесском ОСБ на это же ООО „Спектр Плюс“, в качестве залога были оформлены строительные конструкции из железобетона в количестве почти десяти тысяч штук общей стоимостью свыше 11 млн рублей, которые хранились якобы в Лукьяновке. Правда, в тот раз переговоры с сотрудниками банка вел уже лично Сергей СНЫТКО, и он даже подписал личное поручительство по кредиту как соучредитель предприятия.
Еще 15 млн рублей Сергей СНЫТКО получил опять в Одесском ОСБ буквально через пару недель, но уже на другую свою фирму — ООО „Сибрегионцентр“. На тот момент это общество, где учредителем числилась его жена, имело нулевой баланс и никакой деятельности не вело. В качестве залогового имущества опять фигурировали строительные материалы — 20,5 тысячи куб. метров пенобетонных блоков на сумму 36,9 млн рублей. Блоки хранились, согласно договору, на территории ООО „РСУ“, которое занималось их производством. Правда, линия там была установлена не слишком мощная, в больших объемах изделия из пенобетона, как вспоминают свидетели, никогда на территории базы не производились.
От Нижней Омки до Русской Поляны
В апреле 2005 года Сергей СНЫТКО попытал счастья уже в Нижнеомском ОСБ, и отказа тоже не получил. Правда, с управляющим Нижнеомским ОСБ Татьяной НОВИКОВОЙ он был уже знаком. Впервые СНЫТКО появился в Нижней Омке летом 2004 года и тогда же узнал, что для получения кредита ему необходимо иметь предприятие, зарегистрированное на территории Нижнеомского района. Но проблем, надо полагать, не возникло, поскольку НОВИКОВА поспособствовала СНЫТКО. В начале 2004 года было зарегистрировано ООО „Сибирский колос“, на которое и выдавался кредит на 8 млн рублей. Половину от этого кредита, как вспоминает директор ООО „Сибирский колос“, по указанию СНЫТКО он отдал все той же НОВИКОВОЙ в долг на три недели. Оставшиеся деньги СНЫТКО забрал, а для создания видимости целевого использования кредита оформил договор о приобретении ООО „Сибирский колос“ зерна у одной из своих подконтрольных фирм. Место нахождения залогового имущества (40 тысяч штук поводковых букс, которые хранились якобы на складе ООО „РСУ“) следствием так и не установлено (подробности уголовного дела в отношении Татьяны НОВИКОВОЙ см. в „КВ“ от... апреля 2008 года).
Для получения двух фиктивных кредитов по 10 млн рублей в Русско-Полянском ОСБ Сергей СНЫТКО привлек двух индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в этом районе. Обе женщины на тот момент никакого опыта практической деятельности не имели, поэтому, видимо, довольно легко согласились на уговоры СНЫТКО (тот пообещал в ответ на услугу посодействовать в деле получения кредитов на собственное дело). Весь пакет документов на получение кредита и на залоговое имущество начинающим предпринимателям помогал оформлять СНЫТКО. Банку остались, как водится, фиктивные залоги (передвижные холодильные станции и партия подшипников). На кредитные деньги предприниматели якобы купили у двух предприятий СНЫТКО три тысячи тонн пшеницы и продукты питания. Примерно половину из кредитных средств перечислили сразу на расчетный счет ООО „ПКФ “Спектр», а оставшиеся деньги получили векселями Сбербанка, которые и отдали потом СНЫТКО.
Еще один кредит на 10 млн рублей СНЫТКО оформил в Русско-Полянском ОСБ на ООО «Общепит», которое незадолго до этого приобрел у своего знакомого. Учредителем и руководителем в этой фирме числился программист ООО ПКФ «Спектр». СНЫТКО пообещал ему прибавку к зарплате в 5 тысяч рублей, и молодой человек согласился «побыть директором». По указанию СНЫТКО он ставил свои подписи в договорах с разными фирмами и в текст особо не вчитывался. В залог были оформлены автомобили СНЫТКО и та самая линия по производству пластиковых окон. Это же залоговое имущество предприниматель ухитрился, кстати, потом еще раз перезаложить — уже по кредиту, который он получил осенью 2005 года в ОАО «АКБ „Росбанк“ на ООО „Сибрегионцентр“.
Кадры решают все
Впрочем крупными кредитами СНЫТКО тоже не ограничился. Чтобы гасить проценты по крупным займам, он организовал и „потоковое“ кредитование. В период с апреля по август 2005 года в Одесском ОСБ по очереди появлялись руководители предприятий подконтрольных СНЫТКО и привозили туда своих работников. Всем работникам руководители объясняли, что возврата кредитных денег от них никто не потребует, кредит погасит за них предприятие, а эти деньги будут направляться на развитие. Работникам за их послушание СНЫТКО обещал, естественно, прибавку к зарплате, и работники подписывали кредитные договоры на получение пятилетних потребительских кредитов, почти не задумываясь. В результате за 5 месяцев СНЫТКО получил еще 4 млн рублей. Все эти деньги, как установило потом следствие, пошли на гашение процентов.
Поток фиктивных кредитов прекратился только осенью 2005 года, когда силами сотрудников Западно-Сибирского банка СБ РФ была проведена плановая проверка кредитования юридических и физических лиц в Русско-Полянском ОСБ. Тогда на основании изучения кредитных дел и опроса заемщиков и выявилась группа кредитов, связанных так или иначе с фирмами Сергея СНЫТКО. И хотя подсудимый своей вины в суде не признал, уверяя, что действовал без умысла, а кредитные ресурсы получал с целью развития бизнеса, но Одесский районный суд бизнесмену убедить не удалось.
Вина СНЫТКО в преступлениях, предусмотренных ст. 159 УК РФ и ст. 174 УК РФ, была, по мнению суда, в 23 эпизодах доказана полностью. Предприниматель, как считает суд, сознательно сообщал банкам заведомо ложные сведения о хозяйственной деятельности своих предприятий и о залоговом имуществе и сознательно брал на себя обязательства, которые физически не мог выполнить. Этот вывод подтвердила уже и кассационная инстанция, приговор вступил в законную силу, поэтому СНЫТКО может теперь отстаивать свою точку зрения только в порядке надзора.