Как стало известно «КВ» на прошлой неделе, Центральный районный суд города Омска рассмотрел один из двух исков, поданных БАБИКОВЫМИ к организатору торгов — Российскому фонду федерального имущества в лице филиала по Омской области. Суд пришел к выводу, что никаких нарушений в ходе проведения торгов не было. Впрочем, по словам гендиректора и акционера ОАО «Омскавиапроект» Игоря БАБИКОВА, на победу в первой инстанции они и не рассчитывали. Большее понимание акционеры надеются найти в Замоскворецком районном суде города Москвы.
Аукцион
Аукцион по продаже госпакета в 20,4% акций ОАО «Омскавиапроект» состоялся, напомним, 25 апреля. Самую высокую цену (17,78 млн рублей) предложило ОАО «Омскнефтехимпроект», гендиректор которого Игорь ЗУГА проявлял последнее время весьма заметный интерес к акциям Омскавиапроекта. И хотя 7 мая деньги за акции уже поступили в бюджет, сделка до сих пор не завершена, поскольку итоги аукциона пытаются сегодня оспорить Игорь и Роман БАБИКОВЫ, не допущенные к участию в торгах. Обоих не допустили по причине несоответствия поданных документов требованиям законодательства.
По словам Игоря БАБИКОВА, он был заинтересован в покупке госпакета и, до того как подать заявку, неоднократно обращался за консультациями через своих представителей и в филиал РФФИ, и в УФАС по Омской области. Когда 21 апреля с организатором торгов заключался договор о задатке, то в РФФИ ему еще раз подтвердили, что внесение задатка третьим лицом возможна, поэтому 3,2 млн рублей в качестве задатка за участие Игоря БАБИКОВА в торгах перечислило ОАО «Омскметаллооптторг». Сама заявка с приложением всех необходимых документов была подана в срок. Все представленные документы были приняты. Никаких проблем не возникло и с подачей заявки у Романа БАБИКОВА.
Тем не менее когда Игорь и Роман БАБИКОВЫ пришли 25 апреля в филиал РФФИ по Омской области, чтобы поучаствовать в торгах, то их даже не пустили в помещение, где проводился аукцион. Организаторы пояснили, что по решению комиссии оба претендента к торгам не допущены, а уведомление об отказе в признании их участниками торгов были вручены им непосредственно в коридоре. В уведомлении было сказано, что Игорь БАБИКОВ не допущен к торгам из-за того, что документы, приложенные к заявке на участие в аукционе, оформлены ненадлежащим образом. Но конкретные нарушения при этом никто ему не назвал. Такую же скупую информацию почерпнул из уведомления и Роман БАБИКОВ.
Суд
Конкретные причины недопуска на аукцион стали известны только в ходе судебного заседания по иску Романа БАБИКОВА к РФФИ. Из текста протокола заседания комиссии следовало, что Роман БАБИКОВ ненадлежащим образом уведомил антимонопольный орган. Конкретных недостатков уведомления протокол не содержал, но их озвучила представитель РФФИ. Сначала она указала, что нарушение заключается в том, что Роман БАБИКОВ не приложил к пакету документов ответ из УФАС по Омской области, как это сделали другие претенденты. Но когда представитель БАБИКОВА возразил, что перечень обязательных документов не содержит такого пункта, как ответ из УФАС, и его отсутствие не могло стать поводом для недопуска к аукциону, то позиция ответчиков несколько изменилась. Представитель РФФИ уточнила, что в ходе заседания комиссии был, мол, сделан звонок в УФАС по Омской области, где членам комиссии пояснили, что уведомление от Романа БАБИКОВА по почте не поступало, хотя он и отправил его 22 апреля, за три дня до даты аукциона.
Правда, позже позиция ответчиков изменилась еще раз, когда в ответе на письменный запрос БАБИКОВА сам антимонопольный орган сослался на то, что уведомление поступило, но слишком поздно — 29 апреля, когда аукцион уже прошел. К тому же, мол, Роман БАБИКОВ не указал в уведомлении дату аукциона. При этом антимонопольный орган обосновывал необходимость этой даты ссылками на приказ руководителя Управления ФАС по Омской области. Но Роману БАБИКОВУ такая причина не кажется веской. Приказ руководителя Управления ФАС по Омской области, по его мнению, не является нормативным актом и не может служить основанием для принятия решения о недопуске к торгам. Организатор торгов обязан руководствоваться в таких случаях нормами Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», который гласит, что исчерпывающий перечень документов и требований к их оформлению должен быть в информационном сообщении о продаже. В сообщении РФФИ о приватизации акций Омскавиапроекта содержались только стандартные требования, которые Роман БАБИКОВ, по его мнению, исполнил.
Суд тем не менее посчитал исковые требования Романа БАБИКОВА необоснованными. По мнению суда, Роман БАБИКОВ не представил организатору торгов документ, подтверждающий факт уведомления антимонопольного органа о намерении приобрести государственное имущество, которое подлежит приватизации. Мол, сама по себе отправка уведомления в ФАС не может рассматриваться как надлежащее исполнение требования Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку уведомление антимонопольный орган получил уже после того, как состоялся аукцион. Суд не согласился и с доводом Романа БАБИКОВА о том, что организатор торгов нанес государству ущерб, поскольку в торгах помимо ОАО «Омскнефтехимпроект» принимали участие еще два претендента — ЗАО «Октан» и ЗАО «МИЭЛЬ-Недвижимость». В ходе аукциона было сделано пять шагов, а государственное имущество реализовано в итоге дороже стартовой цены на 1,5 млн рублей.
Продолжение следует?
Впрочем Роман БАБИКОВ отступать тоже не намерен и будет обжаловать решение Центрального районного суда в коллегии по гражданским делам Омского областного суда. Обратились акционеры ОАО «Омскавиапроект» и в прокуратуру, поскольку считают, что в ходе проведения аукциона организатор торгов допустил грубейшее нарушение федерального законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества.
— Вообще это очень опасный прецедент, — пояснил «КВ» Игорь БАБИКОВ. — Таким способом можно отсечь практически любого неугодного покупателя. Я принимал участие во многих аукционах, но для участия именно в этом аукционе по каким-то причинам не подошел. Видимо потому, что победить на этом аукционе должна была конкретная структура, которая сегодня стопроцентно работает на Газпром. Мы предполагали в связи с этим, что у нас могут возникнуть сложности и в процессе судебного разбирательства, поэтому обратились сразу с двумя исками о признании итогов аукциона недействительными. Роман БАБИКОВ — в Центральный районный суд города Омска, а я — в Замоскворецкий районный суд города Москвы, по месту нахождения РФФИ. Судом были приняты обеспечительные меры, и до вступления решения суда в законную силу любые действия со спорным пакетом акций Омскавиапроекта теперь невозможны.
В прошлом году, напомним, бывший директор ОАО «Омскавиапроект» Валерий ИЛЬЮШЕНКО высказывал намерение войти в холдинг, который контролирует гендиректор ОАО «Омскнефтехимпроект» Игорь ЗУГА. Были планы и по изменению сферы деятельности Омскавиапроекта. Но теперь, похоже, этим планам сбыться не суждено. Потенциальным акционерам, по словам Игоря БАБИКОВА, в Омскавиапроекте всегда рады, но сейчас у нового гендиректора есть твердая уверенность в том, что Омскнефтехипроект готовится к недружественному поглощению, поэтому все совместные проекты с ним будут, соответственно, свернуты.