Господина БУШКОВА недолюбливаю, однако, завидев в топ-листе его новую книгу, не поленилась ее купить. Потому что речь там идет про антикваров, людей загадочных и деньги свои зарабатывающих в тишине и конспирации. Дело происходит в любимом бушковском Шантарске, который он описал вдоль и поперек. К слову сказать, несколько лет назад пару книг об антикварах написал Михаил КЛИМОВ, и тем, для кого эта сфера малоизвестна (а кому она, кроме профессионалов, знакома?) они могли доставить некоторое удовольствие отличной динамикой и многочисленными байками из мира любителей древностей.
«Старикам было хорошо, думал Смолин, старикам было кайфово. В шестидесятые, когда он бегал в пионерском галстучке в поисках металлолома, антиквариат, особенно в глухой провинции, стоил копейки — а впрочем, и в столице ради модерновых гарнитуров из металлических трубок и пластмассы выкидывали на помойки бесценные «мебеля» времен не только Александра I, но и Екатерины II, и иностранные дипломаты, наплевав на приличия, возле этих помоек форменным образом паслись, пачкая холеные ручки, самолично грузили драгоценную добычу».
Бушковский Василий Смолин — один из шантарских антикваров: чуть за пятьдесят, отсидел два срока при советской власти за увлечение стариной, имеет наколку на предплечье в виде медведя, сидящего на льдине. Уверен в себе, неплохо соображает, умеет фехтовать, дружить с милицией, пить коньяк и обращаться с девушками вдвое младше себя. Смолинская сверхзадача — отыскать броневик времен гражданской войны, чем и будет антиквар заниматься на протяжении четырехсот страниц. Когда же терпеливый читатель доберется до конца книги, его глазам предстанет анонс: «СКОРО! Продолжение романа А.Бушкова «Антикавр» Итак, где броневик с золотом?»
Книга, как это нынче входит в моду, с картинками: текст иллюстрирован изображениями холодного оружия и орденов, которые проходят через руки обаятельного антиквара. А через его руки много чего проходит, тем более что, как поясняет БУШКОВ, вся наша жизнь — чистый антиквариат: «Антиквариат, собственно говоря, — это все что угодно. Лишь бы ему насчитывалось годочков с полсотни — а то и не более двадцати. Продать можно все — поскольку желающие найдутся не только на золотой портсигар, но и на прозрачнейшую ученическую ручку с перышком времен снятия Хрущева, и на сами легонькие перышки (масса разновидностей!), и на чернильницу-непроливашку тех же времен. Словом, на весь былой хлам, который когда-то вышвыривался в помойки с поразительной легкостью».
Внешняя легкость, с которой антиквары зарабатывают свои денежки, обманчива. Как можно понять из текста БУШКОВА, торговля антиквариатом — дело весьма рисковое и требует немалых знаний, опыта, азарта и везения, тем более что мало где столь часто приходится балансировать на призрачной грани между законом и беззаконием.