Осилить эту книгу не каждому под силу, однако тем, кто любит поразмышлять о судьбах современной цивилизации, она придется в самый раз. И размышления эти могут быть не слишком приятными. Автор исследует теологию власти, рассуждает о том, что представляют собой «рациональные придворные» наших дней, как выглядят нынешние «дети Вольтера» и хорошо ли, что нами управляют технократы, а наши головы наполняют фантазиями герои. Возможно, что оснащенные Интернетом и всеми чудесами современных технологий современные жители Земли не вполне понимают, в какое время они живут, и тем более не представляют, каким окажется будущее их потомков.
«Мало того что наполеоновская мечта в нашем воображении сегодня сильна как никогда, сейчас нельзя не заметить, что моральное осуждение Гитлера постепенно выветривается из людской памяти, — утверждает, например СОЛ. — Через какие-нибудь пятьдесят лет мы можем оказаться под грузом еще одной чудовищной мечты о чистом величии, которое необходимо, чтобы соответствовать этому Императору.... И мысль о том, что к Гитлеру будут относиться с большим уважением и почетом спустя сто лет после его смерти, не должна вызывать удивления. Гроб Наполеона, который терпел не менее позорное поражение и изгнание, был с императорскими почестями возвращен в Париж спустя всего двадцать пять лет после свержения императора.... И наполеоновская идея о том, что сочетание эффективной администрации с грубой силой вполне правомерно и необходимо, сегодня ночует под подушкой каждого честолюбивого полковника, который ложится спать в надежде, что фея власти ночью коснется его своей палочкой. Пройдет немного лет, и все свидетели, которые помнят, что на самом деле представлял собой гитлеровский режим, будут на том свете. Даже те, кто только появился на свет при его правлении. Тогда мифология сможет творить все что угодно». При всей броскости и кажущейся абсурдности процитированного тезиса всякий здравомыслящий человек скорее всего понимает, что все возможно. Тем более что закрыть глаза на явные попытки ревизии холокоста, например, уже вряд ли возможно.
«Мы полагаем, что отвергли все мечты о верховных лидерах и о сильном правительстве. И все же речь даже самого незначащего министра почтовой службы пестрит наполеоновскими высказываниями о силе и эффективности», — пишет СОЛ. И трудно с ним не согласиться.