— Пока в Омске у нас только одна аптека, сейчас мы проводим маркетинговые исследования данного региона и если придем к выводу, что работать здесь перспективно, то откроем еще несколько аптек, возможно, наладим взаимодействие и с другими сетями. Насколько сильна конкуренция на омском рынке, пока не могу ответить, чтобы это понять, нужно проработать здесь как минимум год. Одно скажу – данный рынок еще не насыщен и место для федеральных игроков пока есть, поэтому в Омске, как и во всей Сибири, развиваться можно не хуже, чем в других регионах. Нехватка в Омске удачных помещений для бизнеса нас не пугает – это общероссийская проблема, так что опыт ее решения у нас уже наработан. Если есть деньги, то и помещения найдутся, — поделилась с «КВ» планами компании «Фармакор» начальник ее департамента регионального развития Людмила СЫЧЕВСКАЯ.
Большинство аптек «Фармакора» работают в традиционном формате закрытой выкладки товаров – такого же формата будет и омская аптека. При данной форме торговли ассортимент одной аптеки, как правило, составляет 6 000-7 000 наименований позиций. В сети представлены также и аптеки открытого доступа товаров – фарммаркеты. Открытая форма торговли позволяет иметь более 12 000 наименований лекарственных средств и разнообразной сопутствующей продукции. 80% ассортимента аптек составляют лекарственные средства. Сеть позиционирует себя как «аптека для всех», поэтому цены, по словам СЫЧЕВСКОЙ, доступны для широких слоев населения – в Омске компания будет ориентироваться на среднерыночные цены.
Директор ООО «Фармдело» и сети аптек «Линия жизни», бывший директор сети аптек ЗАО «Натур Продукт-Иртыш» Татьяна БОЧАРОВА считает «Фармакор» серьезным игроком, который достаточно большую долю рынка занимает в Санкт-Петербурге.
— Видимо, это экспансия федеральных сетей в Сибирь – все вдруг захотели зайти на наш рынок, — улыбаясь, предположила БОЧАРОВА. — Например, другой крупный федеральный игрок – самарская аптечная сеть «Имплозия» тоже появилась в Омске месяц назад, заключив партнерские отношения с одной из омских аптек (на сайте «Имплозии» указано, что ее аптекой-партнером в Омске является аптека №1 ООО «Аптечный мир», расположенная по улице Нефтезаводской — «КВ»). Сегодня многие федеральные сети используют подобные партнерские отношения, чтобы в дальнейшем легче было выкупать местные сети или на базе партнеров создавать собственные команды.
По мнению БОЧАРОВОЙ, приход новых федеральных игроков пока никак не отразится на омском рынке, тем более на ее сети (сейчас аптек «Линия жизни» семь, до конца года планируется открытие еще двух). Местные игроки, по ее словам, более мобильные и оперативные в принятии решений, у них намного лучше система управления, они лучше знают потребителей.
— Не думаю, что федералам, например, удастся изменить имидж сети аптек «Семейная», которая основательно закрепилась в сознании омичей как сеть, предлагающая самые низкие цены в городе, — считает БОЧАРОВА. — Когда «Семейная» только выходила на рынок, она демпенговала, и даже сейчас, когда ее цены примерно сравнялись с ценами остальных игроков, омичи все равно продолжают воспринимать ее как дискаунтера. Свои же аптеки «Линия жизни» мы стремимся сделать прежде всего инновационными и эффективными, а цели отвоевать максимальную долю рынка у нас нет.
По подсчетам участников рынка, в Омске почти 300 аптек. До недавних пор в городе работали две федеральные сети — «36,6» (16 аптек) и «Натур Продукт-Омск» (30 аптек, часть из них под брендом «Здоровые люди»). В октябре 2006 года в Омске открылась первая аптека новосибирской компании «Катрен» под торговой маркой «Мелодия здоровья», сейчас их семь. По мнению многих участников рынка, лидером в Омске является сегодня сеть аптек «Семейная» (21 аптека), которая очень активно развивается ирасширяется. Крупными игроками также являются сети аптек «Здрава», «Медикея», «36,6», «НатурПродукт-Омск».
Справка «КВ»:
«Фармакор» — одна из крупнейших фармацевтических компаний в России, включающая розничную сеть и современное фармацевтическое производство «Фармакор Продакшн». Работает с 1991 года. В 1997 году открыла первую аптеку в Санкт-Петербурге и начала развивать розничную сеть. В 2004 – 2005 гг. начала экспансию в регионы России и развитие сети в Северо -Западном округе. В 2007 — 2008 г.г вышла с филиалами в Сибирь.
ООО «Имплозия» была создана в 1991 году в Самаре. В настоящее время насчитывает 339 собственных и 124 партнерских аптек не только в Самаре, но и еще в 12 регионах России.