Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Александр СТЕРЛЯГОВ, министр имущественных отношений Омской области:«Со 2 июля даже пролонгация договоров аренды недвижимости проводится только через аукцион»

17 сентября 2008 17:09
0
1850

Об имущественных доходах

Работу министерства принято оценивать по объему неналоговых доходов. За 8 месяцев текущего года в консолидированный бюджет областными структурами – министерством имущественных отношений и ГУЗРом – привлечено более 1 млрд рублей. 70% в этой сумме — 696 млн – земельные неналоговые поступления. В местные бюджеты поступления выросли на сравнению с прошлым годом на 37%, в консолидированный бюджет мы ожидаем прирост порядка 40%. Если говорить про областную собственность, 90% наших объектов имеют правоустанавливающие документы. Осталось оформить 10%. Вроде бы не много, но это наиболее сложные объекты – инженерные, инфраструктурные.

О разграничении земли и недвижимости

За последнее время в областную собственность зарегистрировано более тысячи земельных участков. Раньше мы из областного бюджета выделяли деньги муниципалитетам на оформление правоустанавливающих документов на объекты и на землю. С этого года решили действовать по принципу софинансирования, потому что, к сожалению, появилась такая форма как иждивенчество ряда районов, которые не стали самостоятельно вкладывать деньги в эту работу. В ряде районов более 90% земли зарегистрировано в муниципальную собственность. На территории города Омска неразграниченными остаются около 60% земель. Это большая цифра, но 2,5 года назад таких земель было 94%. В муниципальную собственность в 2008 году мы передали почти 20 тысяч кв. метров недвижимости на 238 млн рублей общей балансовой стоимости. В основном это объекты или новые или недавно построенные за счет областного бюджета. Например, библиотека Муромцевского района.

О приватизации жилья и областного имущества

Если говорить о приватизации жилья, как известно, до 1 марта 2010 года государство дает право бесплатной приватизации. Думаю, что срок больше продлеваться не будет. На сегодняшний день 88% жилья в области приватизировано. Большая часть – это, конечно, муниципальный жилой фонд. В текущем году ФРС было зарегистрировано более 50 тысяч прав на жилые помещения. Этот процесс будет ускоряться, и мы призываем людей поторопиться оформлять документы сейчас, потому что если они обратятся в последний месяц, всем службам будет сложно выдержать этот натиск.
От приватизации областной собственности в 2008 году мы ожидаем около 700 млн поступлений в областной бюджет. К примеру, 16 сентября пройдут торги по продаже доли областной собственности на электроподстанцию «Весеннюю». Мы выставили свою долю — чуть менее 50% акций — за 219 млн рублей. В ее строительство область вложила 180 млн, остальную часть средств вложила Омскэнерго. Надеемся, что энергетики проявят интерес и купят нашу долю. в октябре будет приватизироваться ОАО «Облкоммунсервис». Мы планируем привлечь в областной бюджет более 200 млн рублей. Это предприятие выполняет заказы строительного профиля, занимается производством строительных материалов. Сохранить ли этот профиль будущий собственник решит сам. Ряд приватизаций у нас уже прошло – сумма поступлений ниже, чем в прошлом году примерно на 160 млн рублей. Но в 2007 году был продан «Сибзавод Центр». Мы выручили за него почти 500 млн. Конечно, сейчас такие крупные объекты мы подобрать не можем.

О льготах для предпринимателей

Арендаторами областных объектов недвижимости сегодня являются 580 физических и юридических лиц. Мы сдаем примерно 45 тысяч кв. метров площадей. У нас действует ряд льгот, которые пользуется порядка 12% арендаторов. Они связаны в основном с предоставлением арендаторами социальных услуг – учреждения образования, общественного питания. Это связано с тем, что у нас нет областных структур, которые бы предоставляли, например, услуги общественного питание в училищах, в театрах. Поэтому этим занимаются коммерческие структуры. В основном для таких арендаторов плата в 10 раз меньше обычной коммерческой стоимости. Льготная аренда действует для молодых предпринимателей в бизнес-инкубаторе: первый год 25% от ставки, потом повышается и на 4 год они выходят на 100%. Сейчас мы вместе с министерством экономики подбираем помещения в ряде районов области, где будут размещаться бизнес-инкубаторы. Одобрена концепция по созданию бизнес-инкубатора в ОмГУ. Сейчас для этого строится здание.
В плане господдержки у нас разработаны хорошие документы по системе доверительного управления, по предоставлению в концессию ряда серьезных инженерных объектов. Действует система льготного выкупа земельных участков. Его называют еще «принцип 2,5» В текущем году такой льготой у нас воспользовалось порядка 150 физических и около 50 юридических лиц.

О новых федеральных законах

За прошедшее лето очень серьезно изменилось федеральное законодательство как в земельных, так и в имущественных отношениях. К примеру, в развитие Земельного кодекса принят 66-й ФЗ. Он регламентирует формирование совершенно иной нормативной базы по объектам недвижимости и по земле. Суть в том, что объект будет неотделим от земли. Если раньше строение не надо было привязывать к земле, достаточно было оформить техпаспорт, то сегодня обязательна геодезия, привязка координат. Все это будет выводиться в одном документе, в одной базе. К 2011 году должна быть приведена в соответствие вся существующая база, а новые объекты будут оформляться только по новой схеме. Также принят 159-й ФЗ, который дает право малому и среднему бизнесу выкупать без аукциона те помещения, которые они арендуют у государственных и муниципальных структур. Сейчас мы готовим ряд областных законов в развитие 159-го ФЗ. Там будет регламентироваться площадь объектов, которые могут предоставляться на льготных условиях. ФЗ регламентируется пока 300 кв. метров, но для определенных видов деятельности она может меняться.

О проблемах продажи объектов через аукцион

Еще один закон — 108-й ФЗ вступил в действие со 2 июля. Как он формировался, никто не видел. Мы его считали бомбой замедленного действия. И она взорвалась. Со 2 июля прекращается любыми органами власти выделение земельных участков и объектов недвижимости напрямую – только через аукцион. Мы получили некоторые разъяснения федерального антимонопольного комитета, с которым мы не совсем согласны. Они сводятся к тому, что те объекты, на которые до 2 июля действовали договорные отношения и сейчас подошел срок их пролонгации, тоже должны выставляться на аукцион. Мы подготовили свое мнение в федеральное антимонопольное управление и, наверно, подготовим запрос в Госдуму. Потому что эта ситуация не совсем понятна. Другое разъяснение касается государственных структур. У нас ряд государственных структур подпадали в эту не очень хорошую ситуацию. Как известно у нас арендуют площади некоторые федеральные, муниципальные структуры, которым мы даем льготы. И наоборот наши учреждения арендуют площади у федералов и муниципалов. Возникала ситуация, что, допустим, детская спортивная школа, арендующая площади у муниципалитета, должна была выкупить помещения через аукцион. Понятно, что придет предприниматель и перебьет цену. И куда тогда деть эту школу? Но сейчас мы получили разъяснение: на объекты, которые предоставляются государственным структурам, аукционы проводить не требуются. Но опять же возникает вопрос по ставке арендной платы. У нас, к сожалению, этим администрация города увлекается – очень часто, видимо, желая заработать себе больше денег в бюджет, она выставляет для всех федеральных и областных структур коммерческую цену. У нас все федеральные и муниципальные структуры, арендующие у нас площади, платят 22,9 рубля за кв. метр в месяц. Это минимальная базовая цена — коммерческая в разы больше.

О кадастровой оценке

Я как председатель межведомственной комиссии, которая рассматривает и рекомендует к утверждению в том числе кадастровую оценку, сразу город предупредил, что если они оставят коэффициенты налоговых ставок, которые устанавливаются горсоветом, максимальными, то по некоторым позициям рост будет в 3-3,5 раза, а по некоторым позициям будет падение. Мы еще в прошлом году сказали: посмотрите, как будет лучше с точки зрения экономической целесообразности. Например, по офисным зданиям, которые платили очень мало, кадастровая оценка дала большой рост. Мы сами это видим, когда выставляем объекты на аукцион. Недвижимость продается вместе с земельным участком, но при этом цена на него остается фиксированной, участники аукциона могут менять только цены объекта. Сейчас мы формируем лоты и видим, что в некоторых случаях кадастровая оценка земли выше, чем рыночная. Вот, скажем, под предприятием (название его говорить я не буду) выставляется земельный участок в 4 га, вид разрешенного использования – производственный. Кадастровая стоимость – 136 млн рублей. Смотрим рыночную — максимум 40-45 млн. Разница очень большая. Однозначно, надо менять ставки аренды. Она зависит и от места расположения объекта и от разрешенного использования.
Рыночная цена земли особенно под строительство жилья сейчас начала снижаться. По некоторым объектам серьезно. Спрос и предложение влияют на цену. Как долго эта тенденция продлится, не известно. А через пять лет будет произведена новая кадастровая оценка. Я считаю, что такой механизм – качели, когда оценка то вырастет, то падает — не очень сегодня подходит собственнику. По моему мнению, налоги должны платить от рыночной цены. А сегодня получается, что государство всю ситуацию знает, но при этом мы начинаем друг друга обманывать. В Америке, например, сделка прошла, определилась рыночная цена и от нее дальше зависит налог. А не как у нас: кто-кто пришел, методику придумал и возникла цена.

О землях Омской крепости

Если на территории Омской крепости есть муниципальные объекты, администрации нужно формировать участок под ними и регистрировать право муниципальной собственности. Там такие объекты муниципальные есть, я знаю. Но там есть и федеральные объекты, например, Тобольские ворота. Значит, должно быть разграничение, определение границ. Вокруг своих объектов город может сформировать участки, а если ему понадобится большая площадь – федеральная, областная или частную земля – он должна договариваться, предлагать свою программу. Этот как принцип регенерации: если застройщик берет территорию, он должен договариваться, на каких условиях он получит землю, как ее освободить. Я слышал, но пока не видел этот проект. Если это хороший проект, кто будет против? Главное, чтобы мы потом не потеряли остатки старой крепости.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.