Только за конец декабря 2007-го — начало января 2008-го ее удалось уменьшить на 192 млн руб. Произошло это за счет зарплаты рабочих Омсктрансмаша, получивших ее наконец сразу за несколько лет после выкупа с закрытого аукциона значительной части производственных мощностей омского танкового завода. Как говорилось в ряде январских корреспонденций в СМИ, «с оставшимися задолжниками инспекция планирует «расправиться» в течение трех—четырех месяцев». Благо, что почти сразу же после трансмашевского успеха прокуратура сообщила еще об одной победе: возврате шести миллионов рублей задолженности в ЦКБА и наказании штрафом директора.
Однако 9 сентября на заседании областной межведомственной комиссии по защите трудовых прав работников главный государственный инспектор труда в Омской области Анатолий ПАСТУХОВ заявил, что после резкого уменьшения задолженности до 18 миллионов рублей «мы немножкоуспокоились в этом плане, полагая, что, наверное, и в дальнейшем пойдет понижение по зарплате». К сожалению, такого не произошло.
Самым крупным должником на сегодняшний день оказалось Омское моторостроительное объединение им. Баранова, задолжавшее своим работникам 62 миллиона рублей. ПАСТУХОВ сообщил на комиссии, что причиной тому стали неплатежи заказчиков за отгруженную продукцию. Более того, по его словам, на уровне правительства России было принято решение оказать омскому объединению государственную помощь в виде субсидий на погашение кредиторской задолженности, но оно так и не воплотилось в реальные деньги. Кроме того, похоже, что предусмотренное указом президента РФ присоединение ОмО им. Баранова к федеральному ММПП «Салют» затормозилось. А это могло бы, по мнению главного инспектора труда, как-то спасти положение на омском заводе. Ну а пока генеральный директор ОМО Андрей ШУТОВ вызывался в прокуратуру и был дважды наказан штрафом.
Еще более сложная ситуация — в ЗАО «Омскстроймост-Мостоотряд-65», где сумма задолженности перед работниками составляет 13,5 млн руб. Руководитель этого предприятия был дисквалифицирован судом, пришедший ему на смену сын тоже оказался дисквалифицированным. «Такая вот чехарда», — отозвался об этой ситуации Анатолий ПАСТУХОВ. — По всей видимости, предприятие умышленно ведут к банкротству». У главного госинспектора, похоже, несколько устаревшие сведения: ЗАО «Омскстроймост-Мостоотряд-63» уже находится под процедурой конкурсного производства и остатки его будут проданы с аукциона 15 октября.
5,5 миллиона рублей задолжал 267 работникам Кормиловский комбинат хлебопродуктов. Как заявил на заседании комиссии директор предприятия Владимир МЕЦЛЕР: «С сегодняшнего дня введено конкурсное наблюдение. Ситуация идет к тому, что все деньги от продажи имущества пойдут на погашение долгов по зарплате».
Куда хуже обстоят дела в соседнем Калачинском районе, где обанкротились одно за другим уже два предприятия, созданные на базе бывшей Оскинской птицефабрики — ЗАО «Осокинское» и ООО «Осокинское». Всю птицу здесь забили еще в начале лета, а цеха оставили подохраной в ожидании инвестора, появление которого, по словам начальника управления сельского хозяйства района Владимира МОРАША, все еще возможно. И вот тогда-то появятся какие-то шансы на выплату зарплаты.