— Расскажите, пожалуйста, Александр Борисович, как вы стали банкиром?
— Когда наступили непростые для страны времена – 1991-93 годы, наш завод лишился госзаказа и по оборонной (а завод выпускал много продукции оборонного значения), и по народно-хозяйственной линии. Я тогда работал заместителем директора, имел достаточно высокую заработную плату, и потому уйти в неизвестный бизнес, на более низкую должность и зарплату, было нелегко. Особенно учитывая, что мне уже исполнилось 43 года. Но я понимал, что это очень интересное и перспективное направление.
Меня пригласили в небольшой местный банк, который просуществовал короткое время – не потому, что разорился, а просто выполнил свою миссию. Это был банк содействия приватизации – он проводил гашение ваучеров, и в нем в процессе формирования хранились уставные фонды приватизируемых предприятий.
В 1995 году я перешел работать в Уралвнешторгбанк, который позднее стал частью УРСА Банка. Там я отвечал за привлечение юридических лиц. Мне это было очень даже знакомо, потому что в своей прежней должности я много общался с руководителями предприятий города, и мы достаточно быстро сформировали клиентскую базу и кредитный портфель.
Но тут я получил приглашение из Импэксбанка (в настоящий момент – Райффайзенбанк) наладить работу филиала этого банка в Златоусте. В течение почти двух лет я работал там управляющим. За это время филиал достиг значительных успехов: быстро вышел на безубыточность и стал рентабельным. Однако в Импэксбанке произошла смена собственников, высшие менеджеры в Москве перешли работать в Гута-Банк. Они уговорили и меня перейти туда же. В Челябинске было куплено хорошее помещение для банка. Но не успел филиал открыться, как в 2004 году его купил Внешторгбанк, и на основе филиальной сети Гута-Банка был создан банк ВТБ-24. Я проработал там несколько лет, однако мне не слишком нравилось иметь дело со стандартизованными продуктами — меня всегда больше привлекала индивидуальная работа с каждым клиентом.
— И притом — с юридическими лицами?
— Не обязательно. На индивидуальной основе можно было бы работать и с физическими лицами – они ведь тоже разные бывают. Те же представители бизнес-элиты ездят в отпуска, покупают машины и для этого берут кредиты... Но в ВТБ-24 были приняты определенные стандарты, и потому я с радостью откликнулся на приглашение работать в ПримСоцБанке, которое получил в конце прошлого года.
В силу того что Владивосток расположен далековато от Урала, была создана структура под названием «региональная дирекция», чтобы развивать бизнес по всему Уральскому федеральному округу. Мы открыли филиал в Челябинске, занимались проработкой вопроса об открытии филиала в Екатеринбурге, дополнительных офисов в Магнитогорске и других городах Челябинской области. Но по решению руководства банка меня направили сюда, на должность директора филиала, сохранив за мной статус регионального директора.
— Здесь вы тоже будете открывать новые подразделения?
— Да. Вот достигнем целей, поставленных перед омским филиалом, и начнем двигаться дальше.
— Головной банк не устраивает работа филиала в Омске?
— Здесь филиал открылся почти 2 года назад – в октябре 2006-го. За это время сотрудниками банка была проделана значительная работа. Но руководство банка, видимо, решило, что я смогу дать новый импульс развитию филиала.
— За счет чего вы собираетесь это делать? Какие клиенты для вашего филиала — главные?
— Вообще-то филиал, как и банк в целом, универсальный. Работает и с юридическими лицами, и с физическими. Так что надо интенсивно заниматься и формированием клиентской базы юридических лиц, и активнее работать с населением. Особенность нашего банка заключается в том, что с клиентами, особенно с юридическими лицами – и с крупным, и с малым бизнесом – мы работаем индивидуально. У нас нет шаблонов ни по срокам кредитования, ни по процентным ставкам. Это – предмет переговоров, и в принципе всегда можно решить любую задачу, представляющую интерес для нашего клиента.
Конечно, я не могу сказать, что мы сделаны из другого теста, чем все остальные банки. Мы не собираемся демпинговать – заявлять, к примеру, что у нас ресурсыдешевле. Но у банка есть свои особенности. И мы рассчитываем, что благодаря этому найдем ключик к клиентам. Хотя все банки, конечно, работают на одном рынке со стандартным набором услуг: кредитование, лизинг, торговое финансирование… Кстати сказать, торговое финансирование в Омске не очень развито.
— Уточните, пожалуйста, о чем идет речь?
— Торговое финансирование — это такая специфическая форма кредитования, когда зарубежные банки-партнеры предоставляют нам кредит как банку, а мы предоставляем кредит нашим клиентам, имеющим зарубежных партнеров. Это аккредитивная форма расчетов с отсрочкой платежа. При этом наш банк берет на себя все взаимоотношения с зарубежными банками. Скажем, если омское предприятие производит торговые операции с фирмой из Германии, то с нашей помощью оно сможет получить кредит немецкого банка — более дешевый, чем российский. Причем мы готовы работать и с экспортерами, и с импортерами.
— Не сказался ли на этом виде деятельности мировой финансовый кризис? Ведь сейчас у многих банков возникли проблемы с зарубежными партнерами…
— Нет, у нас нормальные отношения. Просто произошло некоторое удорожание ресурсов. И потом, в числе наших акционеров – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который нас поддерживает.
— Имеет ли значение для вашего банка размер предприятий-клиентов или сфера их деятельности?
— Мы готовы работать со всеми. Для малого бизнеса у нас есть специальная программа ЕБРР, позволяющая предоставлять кредиты двух видов: до 1 млн руб. без обеспечения и до 6 млн – с частичным обеспечением, когда, например, при получении кредита в размере 6 млн требуется предоставить обеспечение на сумму в 5 млн. Мы готовы работать с теми, у кого нет возможности предоставить залог (скажем, консалтинговой компанией). Главное, чтобы это был стабильно работающий бизнес.
Готовы мы работать и с сельскохозяйственными предприятиями. В числе наших клиентов есть, например, Калачинский молочный завод. Постараемся помочь им с развитием бизнеса, будем привлекать и других клиентов.
— А что вы можете предложить физическими лицам?
— Все продукты, которые есть в нашем банке, и в первую очередь кредиты – потребительские, ипотечные, автокредиты. Условия их предоставления будут подстроены под особенности региона.
— Как давно вы приехали в Омск? Успели познакомиться с городом?
— В Омске я уже месяц. Впечатление от города настолько положительное – я даже не ожидал. Когда ехал сюда, мне говорили, что город зеленый. Ну, я думал, что эта зелень – с сибирским акцентом, со скидкой на суровый климат. А приехал в очень жаркий день, вышел – пирамидальные тополя стоят, как в Днепропетровске или Одессе. И зелени несравнимо больше, чем в Челябинске. Это прямо южный город – парки, скверы, театры… Сейчас вот театральный фестиваль проходит.
Впечатления от деловых встреч тоже очень хорошие. Со всеми сразу находим общий язык, и никаких проблем не возникает. Потому что я вырос в производственной среде и стараюсь не терять навыки общения.
Пока я здесь в одиночестве. С нетерпением ожидаю приезда семьи.
— А чем вы увлекаетесь в свободное время?
— В студенческие годы серьезно занимался баскетболом, готов иногда поиграть и сейчас. Регулярно хожу в бассейн, тренажерный зал. Не ради внешнего эффекта, а просто для здоровья и поднятия тонуса.
— Вы приехали в Омск всерьез и надолго или?..
— Пока трудно сказать Нужно стабилизировать деятельность филиала, а потом видно будет. Однозначно могу сказать: это не какая-то краткосрочная кампания. Я серьезно настроен сделать филиал таким, каким его вижу. Равняться есть на что: вся филиальная сеть банка работает достаточно эффективно.
— Спасибо за беседу! Надеюсь, все ваши планы будут успешно реализованы.