Никого не хочу обидеть, но сегодня банки на самом деле растут как грибы. Из них омские, имеющие местные корни, можно пересчитать по пальцам. Остальные откуда-то пришли, чаще всего – из Москвы. Отсюда первая проблема: непонимание местной специфики, ориентация на «московский вариант». Но ведь ситуации в Москве, у нас в Омске и в провинции очень разные. Начиная с того, что считать малым бизнесом, что – средним и так далее. А хотелось бы, чтобы понятийный аппарат был все-таки общим.
Другой вопрос: сегодня в Омске представлено более 50 банков. Поставьте себя на место какого-нибудь мелкого, по омским меркам, предпринимателя и попробуйте объехать их все, потратив на каждый хотя бы один день. В профессиональном жаргоне, который на него там обрушится, он запутается через 15 минут, так и не поняв, в чем разница между скорингом, факторингом и всеми остальными вещами, о которых ему говорили. Поэтому надо сделать так, чтобы рекламные проспекты не просто зазывали и рассказывали, как хорошо идут дела у банка, но были написаны нормальным, простым языком, доступным для мелкого сибирского предпринимателя. Потому что перед банками должна стоять задача не просто продать деньги, а еще и увеличить количество субъектов малого бизнеса.
Сегодня многие банки декларируют, что их цель — поддержка предпринимательства. Но декларировать мало – предпринимателей надо обучать! В первую очередь тех, чей бизнес только начинает развиваться. Особенно в этом нуждается сельский бизнес. Если в городе существует инфраструктура поддержки предпринимательства, то в области предпринимателю зачастую просто негде проконсультироваться. Стоило бы организовать – может, с помощью нашего союза – какие-то презентации или семинары далеко в провинции. Например, в Больших Уках, куда съехались бы предприниматели из близлежащих районов.
Часто приходится слышать, что в таком-то банке решение о целесообразности выдачи кредита принимается за один день. То есть работающие там эксперты готовы за день сделать вывод о том, состоится ли этот бизнес и есть ли гарантия возвратности выданных денег. Замечательно! А не проще ли было бы в каждом отделении банка открыть консультационный пункт, который бы помогал составлять бизнес-планы и где человеку, приехавшему издалека, могли бы «на пальцах» объяснить, имеет его бизнес перспективу и есть ли смысл кредитоваться либо просто стоит об этом забыть?
Мы прекрасно понимаем, что банкиры тоже предприниматели и продают свой продукт, который называется деньгами. В этом ничего зазорного нет. Но вот сейчас много говорят о банковском кризисе… Однако ни одна реклама не исчезла – ни с телевидения, ни со щитов, ни из газет. Предприниматель обращается в банк, и там ему говорят, что все работает замечательно, а потом кредит получить все-таки не удается. Ну не надо так делать! Если кто-то боится и не заявляет о своих трудностях якобы для того, чтобы не потерять имидж, то потеря имиджа уже состоялась. Предприниматель пойдет в другой банк, но, как говорится, ложки нашлись, а осадок остался. И он останется в любом случае! Проще говорить обо всем честно и открыто — от этого рейтинг банка только вырастает.
Еще одна огромная проблема — начального стажа работы, при котором компания имеет возможность получить кредит. Но ее тоже надо решать, потому что без этого мы провинциальный бизнес не поднимем. Если предприятие недавно открылось, то это вовсе не означает, что вы имеете дело с новичком на рынке. У человека может быть 25 предприятий, но под какую-то новую идею или новый продукт он создает еще одно, как правило, с нуля. И что, это новое предприятие не имеет права на получение кредита? Наверное, в такой ситуации под стажем предприятия стоит иметь в виду не только срок работы конкретного юридического лица с момента его регистрации, но и кредитную историю его учредителей, гарантами которой могут выступать все – банки, в которых они обслуживались, фонды и общественные организации.
Вот далеко не полный перечень тех проблем и вопросов, которые банки должны решить, чтобы закрепиться на нашей омской земле и чтобы каждый из 50 банков нашел своего клиента, своего партнера и мы вместе не на словах, а на деле помогли малому и среднему бизнесу.