МОРАШ определила конфликт как сумму противоречий и столкновений. Как правило, именно вместе они вызывают бурные эмоции у людей и враждебность, оставляя глубокий след в памяти. Она обратила внимание коллег на то, что противоречия в коллективе не обязательно должны приводить к столкновению — часто это просто сигнал к тому, что необходимо отрегулировать или усовершенствовать какие-то рабочие процессы. По мнению МОРАШ, бизнесмену гораздо выгоднее и дешевле предотвратить конфликт или урегулировать его переговорами, чем вступать в него и тратить лишнюю энергию, время и деньги. Но многие управленцы с ней не согласились — им все-таки проще избавиться от конфликтной личности, уволив ее или отправив в другой отдел, чем вести с ней переговоры.
Если уж конфликт произошел, то МОРАШ советует не окунаться в него с головой, а попытаться абстрагироваться от ситуации и посмотреть на нее со стороны как можно объективнее. Она рассказала управленцам о простейших техниках, которые помогут им снизить эмоциональное напряжение свое и оппонента (партнера) во время трудных переговоров. Например, подчеркивать свою общность с оппонентом — сходство целей, интересов, личностных черт. Подчеркивать значимость второй стороны и ее мнения для вас, проявлять интерес к ее проблемам, предоставлять возможность выговориться. Предлагать конкретные выходы из сложившейся ситуации, сохранять спокойный уверенный темп речи, не избегать контакта глаз. Очень важно во время конфликта помнить не столько о своей позиции, которую вы отстаиваете, сколько о своем интересе, а также не забывать и об интересе другой стороны.
По мнению ВАСИЛЬЧУКА, конфликты чаще всего возникают в тех компаниях, где управленцы недостаточно четко регламентировали рабочий процесс — штатным расписанием, должностными инструкциями и т. п. Он перечислил типичные слабые места предприятий с юридической точки зрения, которые приводят к судебным конфликтам. Во-первых, нужно грамотно оформлять увольнение сотрудника. Необходимо заранее в письменной форме предупредить сотрудника о его увольнении и о причине увольнения, причем под роспись. Причина должна быть обоснована и подтверждена конкретными фактами, для того чтобы, если возникнет судебное разбирательство, суд смог принять вашу сторону. Расчет и трудовую книжку необходимо выдавать строго в день увольнения — просроченные дни оплачивает работодатель. За трудовую книжку работник обязательно должен расписаться. Если работодатель не докажет, что трудовая была возвращена сотруднику вовремя, то все это время, пока она якобы находилась на предприятии, может быть засчитано по решению суда в трудовой стаж сотрудника и должно быть оплачено. Большой вред компании, по словам ВАСИЛЬЧУКА, работники могут нанести, разгласив коммерческую тайну предприятия при увольнении. Например, по его данным, только за 2007 год российские компании понесли убытков по этой причине на 500 млн рублей. Чтобы такого не случилось, юрист советует четко прописывать в трудовом договоре с сотрудником, какая информация о фирме относится к коммерческой тайне и не подлежит разглашению.