Доли секунды отделяют одну ее героиню от другой, и кажется, обе героини неотделимы от самой актрисы. В этом и «фишка» инсценировки: Катерина и Варвара – это один человек. Человек, в душе которого живут и радость, и слезы, и черт, и ангел. В общем, спектакль о душе. Общественное устройство и бытующие в нем нравы автор спектакля Светлана ЗАБОРОВСКАЯ оставила за скобками спектакля.
Ее человек в своем выборе обусловлен не столько действительностью, сколько внутренним, иррациональным течением душевной жизни человека.
Удивительно, как точно подобран типаж актрисы. ХИТРОВА в Северном драматическом театре чуть больше года. Все это время актриса была задействована во второстепенных ролях второго плана. Трудно понять, почему ЗАБОРОВСКАЯ решила дать сложную роль молодой актрисе, но выбор был сделан несомненно верный. Сам типаж ХИТРОВОЙ такой, что не позволяет спрятать сердечную фальш за «тонкой бровью». Ее лицо преображается вмиг, становясь то трагически одухотворенным, то совсем простецким. Верная работа актрисы в сочетании с очень удачно найденным сценическим решением «Катерину и Варвару» ЗАБОРОВСКОЙ превращают, на первый взгляд, чисто литературный материал, в завораживающее действие. Качели, как весы и мера добра и зла, превращаются в часы, неумолимо отсчитывающие время до трагедии Катерины, чтобы в финале, во время грозы, отбросить на пол тень распятия. Гибель Катерины – это спасение Варвары, обратившейся в своих мыслях ко второй части жития Марии Египетской, рассказанного в начале спектакля Катериной, не к той, где грех, а к той, где подвиг искупления. Молитвой к этой святой спектакль и заканчивается. Актриса ХИТРОВА возвращается в хор (откуда она и вышла). Духовное пение. Катарсис.
«Катерина и Варвара» стал своего рода приношением Светланы ЗАБОРОВСКОЙ этой почитаемой некогда на Руси святой. Премьера спектакля состоялась в день памяти Марии Египетской. А самая нагрузка на ХИТРОВУ ляжет в декабре этого года, во время Филиппова поста. Так Северный драматический завел свой постный репертуар. Сюрреализм!
Во время вечернего спектакля «Гостиница Мирандолины» в постановке Константина РЕХТИНА актеры тоже поют. Правда, не ахти как поют, но удовольствие явно получают. Зрители тоже довольны. «Гостиница» — это «Трактирщица» Карло ГОЛЬДОНИ. Зачем понадобилось режиссеру поменять название спектакля? Догадки на это счет чуть позже. Пока напомним сюжет.
Есть прекрасная трактирщица Мирандолина. Всякий, кто остановится у нее, оказывается покорнггым ее красотой и считает своим долгом волочиться за ней. Для Мирандалины это развлечение, впрочем, уже к моменту начала пьесы поднадоевшее. Но тут появляется постоялец — женоненавистник. Все, начались «олимпийские игры». Мирандолина сломит сопротивление благородного кавалера в несколько дней, и этот, вызывающий уважение независимый тип превратится для Мирандолины в одного из общего сонма благородных лиц – пошляков и волокит. Короче, все дураки. Мирандолина вышла замуж за слугу, чтобы оставаться независимой. Постояльцы уехали. За два с половиной столетия пьесу кто только не играл. Но почему вдруг в Таре, и почему РЕХТИН, чьи последние работы – «Пролетный гусь», «Иркутская история» были спектаклями, как это принято говорить, авторскими, с «месседжем»? Неужели РЕХТИН отказался от «месседжа» в пользу чистой зрелищности?
Спектакль на самом деле получился очень красивым – благодаря сотрудничеству с художником Ольгой ВЕРЕВКИНОЙ – и остроумным. Актеры, занятые в спектакле, очень органичны. Великолепен в роли Фабрицио, лакея Мирандолины, Владислав ХРУСТАЛЕВ. Ян НОВИКОВ, исполняющий роль кавалера РИППАФРАТТА, может смело рассчитывать на сердца тарских, и не только, поклонниц. В целом получился спектакль очень цельный, даже с вокалом мимо нот, но от всего сердца. Публика благодарна. И достоин спектакль подмостков больших театральных городов. Но все-таки, почему этот спектакль появился в творческой биографии РЕХТИНА? Лучше, может показаться, было бы спросить у самого РЕХТИНА, но такой возможности не представилось.
Думается, что причин появления «Гостиницы Марандолины» несколько. Есть такое ощущение, что «Гостиница» это своего рода дань памяти Михаилу УЛЬЯНОВУ, чье имя носит Северный, и который долгое время руководил театром на Таганке, славном своими искристыми постановками. Если это так, то получилось достойно.
Второй момент — это в некотором смысле протест против грядущей коммерциализации театра, когда в условиях самоокупаемости Северный драматический будет вынужден превратиться в эстрадно-развлекательную площадку для пошленьких антреприз, дешевых и сердитых для театральной кассы.
Еще пункт — это то, что всякому художнику иногда хочется самому на себя посмотреть другими глазами, точнее, дать возможность другим увидеть свою творческую амплитуду в более широком диапазоне. Но это означает и то, что художнику нужен тайм-аут, пауза. И переключение на Иное дает эту возможность без потерь для творческой формы.
А теперь о том, почему «Трактирщица» стала «Гостиницей Мирандолины». Учитывая то, что РЕХТИН просто так ничего не делает, логично будет подумать, что смещение акцента с Мирандолины и выведение в качестве героя самого общества, обитателей «гостиницы» свидетельствует о попытках самого режиссера разобраться в собственных взаимоотношениях с окружением. РЕХТИН, очевидно, реализовался в Таре и как главный режиссер, и как человек, способный создавать не только новые смыслы. А это значит, что и режиссеру, и театру в целом требуется выход на более широкую аудиторию, требуется среда. И сейчас, возможно, на истории Северного драматического театра можно поставить точку бифуркации, когда неизвестно, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие. Здесь уже возникает другая система взаимоотношений между театром и обществом. Театр состоялся, и теперь уже нужно потрудиться обществу, потрудиться понять, что с этим театром теперь делать.