Проблемы
ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» была создана, напомним, в 1994 году на базе Омского авиаотряда. От предшественника авиапредприятие получило вертолеты, несколько воздушных судов малой авиации и три старых Ту-154Б. Первый самолет Ту-154М (более экономный по расходу топлива) был приобретен в 1995 году за счет кредита областной власти. В следующие пять лет были приобретены еще восемь Ту-154 М, а с банковскими кредитами Омскавиа рассчитывалась за счет сдачи своих самолетов в аренду.
По мнению бывшего гендиректора Омскавиа Евгения РОМАНЮКА (он возглавлял предприятие с 1994-го по 2004 год), омский авиаперевозчик был обречен с того момента, когда в 2004 году в Омскавиа сменились собственники (контрольный пакет ОАО «Омскавиа» был выкуплен братьями АБРАМОВИЧАМИ, которые в конце 2004 года присоединили омское авиапредприятие к альянсу AirBridge, летом 2005 года преобразованному в AiRUnion).
— Тем, кто купил компанию, нужны были самолеты, а не коллектив, — считает Евгений РОМАНЮК. – О продаже контрольного пакета акций я тогда узнал на собрании акционеров. Прежние владельцы акций сговорились у меня за спиной. Ну а когда был продан за 750 тысяч 20-процентный госпакет авиакомпании, стало окончательно ясно, что она обречена. И все же мне горько сегодня видеть, как всего за несколько лет уничтожили работоспособную авиакомпанию.
Выводы бывшего гендиректора подтверждают и данные годовых отчетов авиакомпании. Если омский авиаперевозчик был взят под управление менеджерами из «КрасЭйр» в ноябре 2004-го с небольшой прибылью, то 2005 год уже завершил с убытком в 25 млн рублей. В 2006 году опять был убыток в 25 миллионов. В 2004 году Омскавиа перевезла 154 800 пассажиров (80 400 — регулярными внутренними рейсами), а в 2005-м пассажиров было уже 120 400 (87 600 — регулярными рейсами). В 2006 году пассажиров Омскавиа перевезла еще меньше — 83 900 человек (регулярными рейсами — 11 800 человек).
В 2007 году, как рассказывала в интервью «КВ» директор по экономике и финансам ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» Наталья ТУРЫШЕВА, перевозчик вышел из пике и даже получил прибыль в 208 тысяч рублей.
— Когда я пришла в авиакомпанию, ее кредитный портфель составлял 320 млн рублей, но к 2008 году нам удалось его сократить до 120 млн рублей. Это сокращение далось нам нелегко, — вспоминала Наталья ТУРЫШЕВА.
Тем не менее, по данным отчетности, количество рейсов, выполняемых на собственных самолетах компании в 2007 году, уменьшилось на 32% по сравнению с 2006 годом. Количество перевезенных пассажиров на воздушных судах Омскавиа составило 56 200 человек (на 33% меньше). В 2008 году финансовое состояние продолжало ухудшаться. За 9 месяцев 2008 года затраты на производство и продажу услуг (себестоимость) составили в Омскавиа 598 млн рублей, а выручка была на уровне 485 млн рублей.
С середины августа 2008 компания стала возить пассажиров с большими перебоями, а с 17 сентября прекратила полеты вообще. Пассажиры были переданы другим авиакомпаниям, а сотрудники отправлены в вынужденные отпуска. 3 октября 2008 года у ОАО «Омскавиа» Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) было приостановлено действие сертификата эксплуатанта. Причиной отзыва сертификата, как пояснили в компании, стало наличие большой задолженности, которая не позволяет заправлять самолеты и выполнять пассажирские перевозки по расписанию. Фактически омская авиакомпания оказалась без источника доходов.
Перспективы
Сейчас на базе разорившегося альянса AiRUnion и авиакомпаний «Атлант-Союз», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и ГТК «Россия» государство формирует новый авиахолдинг – Росавиа. Вхождение Омскавиа в объединенную авиакомпанию не предусматривалось изначально, поэтому, видимо, дальнейшие перспективы своего предприятия исполняющий обязанности гендиректора ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» Кирилл САВЧЕНКО не комментирует. Если судить по официальной отчетности, то все планы руководства авиакомпании ограничивались подачей в арбитражный суд заявления о признании компании банкротом.
Точные данные по долгам Омскавиа будут известны, когда временный управляющий Михаил КОТОВ подготовит отчет и сформирует реестр кредиторов. Но уже сейчас можно сказать, что финансовое положение у Омскавиа весьма плачевное. По данным за третий квартал 2008 года стоимость чистых активов (рассчитанная по методике Минфина для акционерных обществ) была отрицательной: — 313,1 млн рублей. Общая кредиторская задолженность к 1 октября 2008 года выросла до 679, 94 млн рублей. Из этой суммы 406 млн рублей — задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Бюджету и государственным внебюджетным фондам Омскавиа задолжала 46 млн рублей и еще 100 млн рублей должна банкам по кредитам. Имущество, которое по балансовой стоимости оценивается в 254 млн рублей, тоже заложено. Причем по кредитам, которые получал в банках AiRUnion. Правда, как уверяет Кирилл САВЧЕНКО, за октябрь и ноябрь кредиторку удалось сократить. В частности, была ликвидирована значительная часть задолженности по зарплате.
Акционеры ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»:
— ООО «Союз-Инвест» — 21,43%
— KAMILLO INVESTMENTS LIMITED (Вирджинские о-ва) – 17,59%
— HACKLETON INVESTMENTS LIMITED (Вирджинские о-ва) – 17,55%
— DUPLER ESTABLISHMENT LIMITED (Кипр) – 13,75%
— ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» (номинальный держатель) – 17,92%
— ООО «Сибирский капитал» – 0,0011%
— Физические лица (183 человека) – 11, 76 %.