— Павел Геннадьевич, обычно самая горячая тема в конце года – это рост тарифов. В этом году тем более. Насколько я помню, с января 2009 года в транспортный тариф войдет инвестиционная составляющая. Куда пойдут эти деньги?
— В соответствии с предложениями Омскэнерго Региональной энергетической комиссией Омской области принято решение о включении в тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2009 года инвестиционной составляющей. Изначально предполагалось, что эти средства должны быть направлены на реконструкцию подстанции «Кировская». Однако существующая экономическая ситуация, к сожалению, не позволила реализовать инвестиционную программу Омскэнерго в части бюджетного финансирования – у бюджета просто нет средств. Учитывая, что величина бюджетных источников в инвестиционной программе предприятия в 2008 году превышала 160 млн рублей, очевидно, что нам необходимо было вносить коррективы в свои планы как в текущем, так и в 2009 году. Дефицит источников финансовых ресурсов вызывает необходимость их перераспределения — планируемые в 2009 году средства на мероприятия по ПС «Кировская» в текущих условиях просто необходимо направлять на пусковой объект ПС «Прибрежная». В настоящее время мы готовим соответствующие предложения в РЭК Омской области.
— Почему?
— Во-первых, «Прибрежная» уже начала строиться и в ближайшее время нам понадобятся значительные средства для завершения строительно-монтажных работ и для приобретения оборудования. Проект весьма дорогостоящий и уникальный по своим техническим параметрам, для его реализации необходима прокладка кабельных каналов под руслом Иртыша, требуется реконструкция подстанции «Фрунзенская», развитие электрических связей строящейся подстанции. Общая сметная стоимость проекта из-за этих работ в два раза выше, чем стоимость подстанции «Весенняя» – порядка 2 млрд рублей. Во-вторых, более рационально будет полностью завершить один проект, ввести сначала «Прибрежную», а уже потом приступать к реконструкции подстанции «Кировская» — это рациональный хозяйственный подход в условиях дорогих кредитных ресурсов. «Прибрежная» нужна городу в первую очередь. Еще и потому, что от нее будет запитан первый пусковой участок метрополитена.
— А что, подстанция «Кировская» уже не нужна?
— «Кировская» тоже нужна, естественно. Все объекты электросетевого комплекса, которые отработали уже по 30-50 лет, настоятельно требуют реконструкции. Но с учетом сегодняшней сложной ситуации на финансовых рынках распределяем ресурсы максимально рационально, выделяя первоочередные объекты для строительства и реконструкции.
— Но разве «Прибрежная» не финансируется в рамках инвестпрограммы, которую принимал летом Омский городской Совет?
— Проблема в том, что финансирование инвестпрограммы осуществляется в том числе и из тех средств, которые вносят застройщики в виде платы за технологическое присоединение к сетям. А объемы поступлений этих средств резко снизились. В четвертом квартале поступления составят 30-40 мл. рублей. Рассчитывая только на эти деньги, построить подстанцию стоимостью в 2 млрд рублей невозможно. Тариф на технологическое присоединение был утвержден на уровне 12,5 тысячи рублей без НДС только потому, что из 9,6 млрд рублей, необходимых для полной реализации инвестпрограммы, 5,5 млрд рублей должны были поступить из бюджетов. В 2008 году эти средства в бюджетах не закладывались. В 2009 году, насколько я знаю, такой строчки в бюджетах тоже нет. А метрополитен между тем строится. Значит, нужна и подстанция «Прибрежная», поскольку без нее первый пусковой участок не заработает. Поэтому мы аккумулируем сегодня все ресурсы – и кредитные, и плату за технологическое присоединение, и средства, которые поступят от инвестиционной составляющей в тарифе, чтобы направить их затем на строительство «Прибрежной». При поддержке министерства строительства и ЖКК Омской области мы заявились сегодня и на конкурс по использованию средства Инвестфонда РФ, который проводит Министерство регионального развития Российской Федерации. Очень надеемся, что на «Прибрежную» нам удастся получить средства и из федерального бюджета.
— В какие сроки Омскэнерго планирует ввести «Прибрежную» в эксплуатацию?
— До декабря 2009 года. Но сроки, как вы понимаете, будут зависеть от финансирования. При наличии федеральных средств мы надеемся реализовать проект в срок. Но даже если федеральных денег нам получить не удастся, то корректировка по срокам будет не слишком существенной.
— Тем не менее тарифы на электроэнергию в начале года вырастут, что уже сегодня у многих вызывает недовольство.
— За последнее время в ряде омских СМИ прошла не просто непроверенная, а полностью недостоверная информация в адрес филиала «МРСК Сибири» – Омскэнерго. Не знаю, было ли это связано с некомпетентностью журналистов или имело место намеренное искажение фактов. Например, филиалу Омскэнерго, который сегодня занимается транспортировкой электроэнергии по распределительным сетям, приписывалась несвойственная деятельность – в частности, строительство теплотрасс. И всё это на фоне разговоров о росте тарифов. В итоге слово «тариф» автоматически ассоциируется у обывателя с Омскэнерго. Даже если речь идет об оплате отопления и горячей воды, к чему мы не имеем ровно никакого отношения. Считаю нужным напомнить: тариф на электроэнергию для конечного потребителя складывается из нескольких составляющих. В него входит генерация электроэнергии, то есть ее производство, сбыт и транспортировка. Так вот: доля Омскэнерго составляет всего 22-25 % в конечном тарифе для потребителя и на его рост влияет несущественно.
Остальное – это доля покупной электроэнергии на оптовом рынке, в том числе и электроэнергии от территориальной генерирующей компании номер одиннадцать, в составе которой сегодня работают омские ТЭЦ, и доля сбытовой надбавки Омской энергосбытовой компании. Добавлю, что в городе транспортировку электроэнергии осуществляет муниципальное предприятие «Омскэлектро». Тариф ему, как и нам, утверждает РЭК.
Теперь о росте тарифа на передачу электроэнергии, то есть той части, которую устанавливает РЭК именно для Омскэнерго. В 2007 году этот тариф вырос по региональному фактору всего на четыре процента. Это вдвое ниже официальных цифр по темпу инфляции в стране – 11 процентов. В 2008 году по региональному фактору тариф на передачу вырос на 4,4 процента. Уровень инфляции к декабрю – 15 процентов. Какие еще нужны комментарии?
Если говорить вообще о тарифах для конечных потребителей, то не могу согласиться с утверждением, что рост будет существенным в сопоставлении с ростом иных видов услуг, предоставляемых населению. Для разных групп потребителей тарифы увеличатся непропорционально — где-то больше, где-то меньше. Правительство пытается устранить перекрестное субсидирование и ту часть финансовой нагрузки, которую несправедливо несла на себе промышленность, постепенно перенести туда, где эти затраты, собственно, и происходят.
— Много разговоров и вокруг тарифа на присоединение. Уже и председатель правительства высказался в том смысле, что нужно его снижать...
— Тариф на технологическое присоединение для омских застройщиков принимался, если помните, публично, и рассчитывался исходя из конкретных условий и возможностей местного и областного бюджетов. Пока, повторюсь, из бюджета никаких средств на реализацию инвестиционной программы Омскэнерго не поступило. Возможно, федеральное правительство планирует определить новые механизмы и источники финансирования инвестпрограмм в регионах, возможно, часть финансовой нагрузки возьмет на себя федеральный бюджет. В этом случае снижение тарифа на технологическое присоединение вполне возможно. Но в настоящее время информации по этому поводу нет, поэтому говорить о конкретных шагах по снижению ставки платы за технологическое присоединение я бы не торопился.