— Андрей Викторович, как сейчас складывается ситуация на рынке маршрутных перевозок?
— Если честно, то не совсем понятно, что сейчас происходит с транспортной системой города. В конце декабря договорные отношения предпринимателей с департаментом транспорта заканчиваются. Официально никто новый конкурс еще не объявлял, поэтому неизвестно, на каких основаниях газелисты будут работать с 1 января 2009 года. Вроде бы департамент планирует назначить конкурс на март следующего года. Но пока официальной информации нет.
— Как оцениваете эффективность работы конкурсной системы?
? Конкурс в первую очередь предполагал повышение качества и безопасности маршрутных перевозок. А что мы имеем на сегодняшний день? По определенной информации за десять месяцев текущего года сотрудниками ГИБДД на пассажироперевозящий транспорт составлено порядка 16 тысяч протоколов о нарушениях ПДД. Львиная доля этих нарушений приходится на газелистов. Также Управлением автомобильного надзора прекращена деятельность 11 лицензий у предпринимателей, а деятельность 17 приостановлена. И непонятно, работают эти «газели» сейчас или нет. Скорее всего все они работают.
— Без лицензии?
— Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, кто сегодня осуществляет пассажирские перевозки по лицензии, а кто нет. У «газелей» с белым госзнаком лицензии нет, с желтым – лицензия есть. Автомобилей с белыми номерами на сегодняшний день в городе порядка 600-800. А что есть отсутствие лицензии? Это означает, что у машины нет механика, нет медицинского контроля водителя, который, выполняя работу по маршруту, может находиться как в алкогольном, так и в наркотическом опьянении. Как правило, в ДТП попадают именно подобные автомобили. Интересно, что после окончания конкурса департамент транспорта декларировал, что в Омске всего осталось 1,5 тысячи маршруток. Это напоминает систему приписок советских времен. Спрашивается, кого хотели обмануть? Мэра? Население? Да их как ездило 4 тысячи, так они до сих пор и колесят по городу. Если обратить внимание на федеральное законодательство, то в КоАП есть статья 14.1, которая предполагает в том числе и конфискацию орудия административного правонарушения, а осуществление пассажирских перевозок без лицензии является грубейшим нарушением.
— Почему эту ситуацию никто не контролирует?
— Я бы так не сказал, но тем не менее, пока не будет четкой и понятной системы управления транспортом, такой бардак у нас и останется. В целом конкурс показал свою несостоятельность. Департамент транспорта выстроил административные барьеры, которые должны были внести порядок в работу газелистов, а результатом всего этого стала банальная «крыша» под голограммой. Как мы видим, некоторые маршрутки обходятся и без нее. Если разобраться, то вообще непонятно, как департамент транспорта может диктовать условия предпринимателю. У него есть «газель», которую купил на свои деньги, он выполнил все соответствующие требования законодательства при получении лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками. И вдруг его заставляют идти на какой-то конкурс, ограничивающий его законные права на осуществление предпринимательской деятельности. Поэтому, думаю, департаменту транспорта в срочном порядке нужно сделать выводы по функционированию конкурсной системы: выделить ее плюсы и минусы, разобраться в сегодняшней ситуации, выяснив, как выполняются условия конкурса. И, главное, нужно обратить внимание на контроль за соблюдением предпринимателями конкурсных обязательств, которые сейчас в большей степени не выполняются.
— Например?
— В конкурсе разыгрывался сам маршрут, а к нему и схема маршрута с графиком движения. Корреляция графика в 2-3 минуты – это уже грубое нарушение. Давайте зададим вопрос департаменту транспорта: а выполняется ли у нас график движения по маршрутам? Победителями он не исполняется. И это очевидный факт. При этом нет контролеров, которые бы за этим следили. Водитель подстраивается, как ему удобно, – отсюда и догонялки с нарушениями. Проблема в том, что у нас не согласовано движение газельного сектора, автобусов малой вместимости и муниципальных автобусов. В итоге на дорогах мы видим броуновское движение, когда все носятся как угорелые. Никто из газелистов не придерживается графика, благодаря которому на дорогах не только появляется порядок, но и улучшается экономическая составляющая этого бизнеса. Утром и вечером самый большой наплыв пассажиров, поэтому это самое доходное время, а в «серединке» — работа в минус. В 2007 году все предприниматели, выигравшие в конкурсе, должны были заменить «газели» на автобусы большей вместимости. И кто заменил? По городу ездят всего 15-20 таких автобусов. Вообще у меня как специалиста, занимающегося в определенной степени обеспечением безопасности в сфере дорожного движения, совершенно четко выраженная аллергия на «газели» как вид транспорта. Сегодня рынок «газелей» перенасыщен, так как 4 тысячи машин — это очень много. Если выстроить их в ряд, то получится хвост длиной 22 километра. Представляете? А дороги-то у нас не резиновые. К примеру, при переходе на автобусы большей вместимости, которых городу нужно около 1,5 тысячи единиц, длина этого хвоста составит чуть более 7 километров.
— Профсоюз «Ямщик» обратился к предпринимателям с предложением снизить стоимость проезда в маршрутках до 10 рублей в связи со снижением цен на топливо. Как считаете, снизят?
— Это популизм, дешевый PR. Насколько мы знаем, у них всего пять или шесть своих машин, и реально повлиять на ситуацию на рынке они вряд ли могут.
По этому поводу существует совершенно четкий механизм регулирования цены на проезд, за которым следит РЭК. Комиссия и устанавливает предельный тариф для всех перевозчиков.
Кстати, еще одно нарушение предпринимателей связано как раз с невыполнением конкурсных обязательств по тарифами на перевозки. Сегодняшние расценки, установленные РЭК, победителей конкурса не должны касаться. По какой цене они тогда обещали возить людей, по таким тарифам и обязаны сейчас работать. Кто-то обещал всех возить за рубль. Где у нас рубль?
— Вы критикуете возможности конкурсной системы, а есть ли собственные предложения, как решить транспортную проблему?
— По всей России практика введения конкурсной системы показала себя как не совсем качественная составляющая организации транспортного обслуживания. Другой вариант -создание трехуровневой системы управления, над механизмами которой работали в Российской академии наук и в московском Институте проблем транспорта. Существует мнение о том, что трехуровневая система гораздо эффективнее, чем «горизонтальные» конкурсы. Какая ситуация сложилась у нас в городе.
Мэр управляет департаментом транспорта, который ограниченно взаимодействует с частным сегментом рынка. Соответственно, градоначальник получает всю информацию только со стороны директора департамента. В трехуровневой системе мэр управляет не только муниципальной составляющей, но и контактирует с объединением автоперевозчиков. Информация о работе транспорта к нему стекается из двух конкурентных источников. Это дает возможность получать более объективные данные. Когда в Омске работало ОООО «Омский союз автоперевозчиков» (ОСА), которое я возглавлял, в городе функционировала трехуровневая система.
— Если система, о которой вы говорите, будет работать в Омске, возможно ли возобновление деятельности ОСА?
— Скорее всего. Но это случится только тогда, когда у городской власти возникнет желание создать четкую систему управления транспортом. Впереди телеги бежать нет смысла. Власти и автоперевозчикам необходимо общаться, спорить, согласовывать и договариваться по всем проблемным вопросам. Не хочу хвастаться, но когда работал ОСА, ситуация на дорогах была пооптимистичнее. Мы вели свои собственные базы ПДД, участниками которых были «газели». В 2004 году мы рекомендовали предпринимателям отказаться от услуг 120 водителей, в следующем году – от услуг 90 газелистов, проводились также профилактические мероприятия. По официальным данным ГИБДД, только в первом полугодии 2004 года наблюдалось снижение ДТП с участием «ГАЗелей» на 16%.
В ОСА работало 23 человека, которые наладили сотрудничество примерно с 4 тысячами водителей и 470 предпринимателей. Это целая система.
— У населения уже давно сложился стереотип, что все водители «ГАЗелей» — это безбашенные люди, которые гоняют по городу и не соблюдают ПДД. Вы как считаете?
— ОСА и Учебно-курсовой комбинат в ноябре 2004 года на конечных остановках проверяли знания ПДД у водителей маршрутных такси. В итоге из 70 человек ни один не смог ответить на экзаменационный билет, не допустив менее трех ошибок.
А 20 водителей дали девять неверных ответов. При этом две ошибки – это уже гарантия того, что водительское удостоверение не будет выдано. Думаю, сейчас картина не лучше. В советское время категорию Д нельзя было получить без стажа, людей доверяли перевозить только тем, кто достиг определенного возраста. А сейчас на «газелях» носятся 18-19-летние пацаны. Он еще дрова не научился возить, а ему уже доверили людей.
С другой стороны, водитель — это тоже специалист, его нужно выращивать, культивировать и дорожить им. Среди всех водителей «газелей» попадаются только 3-5% непрофессионалов, и эта ложка дегтя падает на всех. Отсюда и рождаются стереотипы.