Пострадавший покупатель не знает к кому обращаться, и в итоге лишается возможности воспользоваться гарантийным ремонтом сломанной техники. Чтобы избежать подобного беспредела со стороны магазина, 8 декабря на заседании межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей заместитель мэра Омска Евгений ФРЕЗОРГЕР предложил разработать гарантийные меры для потребителя, а полученные идеи отправить на рассмотрение в Госдуму РФ. Чиновник считает, что это проблема федерального законодательства.
? Продавец товара или услуги берет за практику каждый квартал или полгода менять свою юридическую форму собственности. После это покупателю проблематично найти поставщика этого продукта или услуг, так как он де-факто подал заявление о банкротстве, то есть прекращении своей деятельности. Не рассмотреть ли нам возможность вынесения законодательной инициативы через горсовет, Законодательное собрание Омской области, а потом внести предложение в Госдуму РФ? Чтобы в течение года после окончания деятельности предприятия у потребителя была возможность с кого-то спрашивать, — обратился он к членам совета.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Омской области Валентина БЕЛАШ сообщила, что около 53% всех поступающих жалоб касаются именно сложной бытовой техники, среди которых 26% обращений – недовольство мобильными телефонами. При этом, добавила она, из 120 письменных жалоб в текущем году в 70% случаев требования потребителей были удовлетворены. И как результат — всего 35 административных взысканий в виде штрафа, который для физических лиц составляет до 4 тысяч рублей, для юридических – до 10 тысяч рублей. Однако такое оптимистичное количество жалоб и взысканий показалось Евгению ФРЕЗОРГЕРУ чересчур заниженным. Председатель Омского областного общества защиты прав потребителей Людмила КОРОЛЬКОВА по своей организации озвучила более внушительные цифры – 513 жалоб за текущий год. Сотрудник Роспотребнадзора пыталась пояснить, что она имела в виду 120 обращений именно в письменном, подтвержденном виде, помимо того население прибегает к помощи организации чаще – 630 зарегистрированных разъяснений. Но было поздно – заместитель мэра уже сделал свои выводы.
— Почему вы даете заниженные цифры? Я сомневаюсь, что к вам приходит 120 жалоб. В администрацию их поступает на сотню больше. Дайте нам аналитику по поступившим жалобам и позициям, по которым были вынесены административные решения. Мы в рабочем порядке соберемся и проанализируем, — вынес решение Евгений ФРЕЗОРГЕР.
Людмила КОРОЛЬКОВА отметила еще одну проблему, с которой сталкивается потребитель при поломке техники: очень большой срок ремонта.
— Часто ремонт длится очень долго. А пока магазин тянет сроки, человек ждет. В декабре прошлого года к Закону «О защите прав потребителей» прибавилось дополнение по сложной бытовой технике. Теперь ремонт не может превышать более 45 дней. В противном случае потребитель вправе подавать на продавца этой техники в суд, — заметила правозащитник.
Она также сообщила еще об одном дополнении к закону, которое облегчит жизнь потребителю. Если необходимо сделать экспертизу сломанного товара, покупателю теперь не нужно сдавать товар экспертам и мучительно ожидать их решения, которое часто оказывается не в их пользу. Теперь достаточно лишь написать заявление на экспертизу, отметив нужный для себя день и время. Людмила КОРОЛЬКОВА посетовала, что, потребитель из-за своей низкой правовой грамотности, как правило, этого не делает. В итоге снижается вероятность того, что будет доказана вина поломки техники именно продавца, а не потерпевшего.
Чтобы омичи не приобретали технику у недобросовестных покупателей, Евгений ФРЕЗОРГЕР предложил председателю областной правозащитной организации составить
список злостных нарушителей прав потребителей и оповестить о них через СМИ.
— Если есть доказанный факт правонарушения какого-либо предприятия, почему не сделать этот факт достоянием общественности. А уже потребитель сделает свой анализ, — сказал чиновник.