Прибыль омских организаций упала в два раза
Директор департамента финансов Богдан МАСАН в своем выступлении заметил, что глубина и продолжительность финансового кризиса, а также перспективы его завершения пока не ясны.
— Специалисты сходятся во мнении, что до второго квартала следующего года ситуация не улучшится, — заметил вице-мэр. – Более-менее ощутимое начало процесса оздоровления мировых финансов прогнозируется на конец следующего года и даже на более поздние сроки.
По словам директора департамента городской экономической политики Евгения ФРЕЗОРГЕРА, никаких трагических кризисных явлений в экономике Омска пока не отмечается, однако негативные тенденции уже очевидны. Идет постепенное снижение темпов прироста промышленного производства. Особенно это касается пищевой, химической отраслей, деревообработки, производства строительных материалов.
С июля по сентябрь серьезно ухудшилась платежеспособность экономикообразующих организаций Омска. По сравнению с прошлым годом в организациях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, прибыль упала на 65%, в предприятиях транспорта – на 74%. В наиболее критической ситуации оказались компании, занимающиеся операциями с недвижимостью. Их прибыль по сравнению с 2007 годом сократилась на 90%. В целом с января по сентябрь 2008 года крупные и средние предприятия Омска получили прибыли в 1,8 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам третьего квартала прибыль получили только 69% от общего числа организаций города. В убыточных предприятиях сумма убытков выросла на 17%.
— Наиболее сложная ситуация в строительной отрасли. На протяжении года наблюдается тенденция к снижению темпов ввода жилья, — отметил Евгений ФРЕЗОРГЕР. — Если в начале года прирост составлял 124 %, то к концу сентября он снизился до 105%. Основные усилия застройщиков сосредоточены на завершении домов с высокой степенью готовности. Проекты по освоению новых строительных площадок по ряду позиций заморожены. Количество выданных разрешений на строительство и реконструкцию жилых домов в январе — сентябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 32%. Кроме того, наметилась тенденция по уменьшению численности работающих в организациях строительного комплекса.
Что касается сокращения рабочих мест, то на сегодняшний день официально безработными признано 1,7 тысячи человек, при этом их число постоянно растет и уже в ближайшие месяцы, по прогнозам департамента, может увеличиться в два раза. В службу занятости на конец октября обратились более 23 тысяч человек. При этом предприятиями подано заявок в общей сложности на 8,8 тысячи рабочих мест. С каждым месяцем, впрочем, эта цифра сокращается. Что касается заработной платы, по данным департамента, в сентябре среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника в крупных и средних организациях города составляла 15,6 тысячи рублей, что на 23% выше, чем в прошлом году.
Мэрия введет лимиты на потребление коммунальных услуг
В список антикризисных мер департамент экономической политики включил, например, пересмотр инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (МРСК Сибири, ОмскВодоканала). По словам Евгения ФРЕЗОРГЕРА, в этих программах будет учитываться только минимально необходимый объем строительства и реконструкции инженерных сетей, в результате чего удастся снизить плату за подключение для застройщиков и инвестиционную надбавку к тарифам для потребителей. В антикризисную программу вошли также меры по стабилизации работы розничных рынков. Из-за продажи шести муниципальных рынков, включенных в программу приватизации на 2009 год, по данным НП «Содружество предпринимателей рынков Омска», без работы могут остаться около 8 тысяч частных предпринимателей.
— Мы уже подготовили проект соглашения с хозяйствующими субъектами, управляющими компаниями о возможности сохранения целевого профиля торговых объектов и торговых мест, — отметил Евгений ФРЕЗОРГЕР.
Администрация также намерена экономить бюджет за счет сокращения затрат на содержание своего аппарата и введения лимитов потребления коммунальных ресурсов.
Виктор ШРЕЙДЕР посчитал перечисленные департаментом антикризисные меры недостаточными. Он предложил проработать вопрос по снижению тарифов на коммунальные услуги, а также изучить возможность создания муниципальных унитарных предприятий, «которые бы занялись организацией рабочих мест в сфере социальной занятости». Предложение организовать такие МУПы высказал губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ на заседании областной антикризисной комиссии.
— Какова динамика налоговых поступлений в бюджет Омска за последний период? – поинтересовался мэр у директора департамента финансов.
— По основному источнику – НДФЛ – на конец ноября идет падение на 94% к аналогичному периоду прошлого года, — пояснил Богдан МАСАН. — Ряд предприятий отправляет народ в вынужденные отпуска без содержания. Вот основная причина падения НДФЛ. По земельному налогу падения нет. Естественно, кризис сказался на таких источниках, как продажа и аренда земли, программа приватизации. Эти источники напрямую завязаны на строительном комплексе. У строительных фирм сейчас нет возможности вкладывать свои ресурсы в те участки, которые мы предлагаем на торгах.
— Если вернуться к НДФЛ, вы назвали одну причину его падения, но есть еще и такая проблема, как возврат к схемам серых зарплат, — заметил Виктор ШРЕЙДЕР.
— Проблема серых схем была, остается и, думаю, будет дальше усугубляться, — признался главный финансист города. – У нас создана комиссия, которая рассматривает тех налогоплательщиков, у которых средняя заработная плата или равна МРОТ, или меньше. Если предприятие хорошо работает, имеет достаточно устойчивый баланс, но при этом выплачивает работникам 4,3 тысячи рублей, естественно, к нему возникают вопросы.
Муниципальный залоговый фонд – хорошо, но дорого
— Активная часть населения, потеряв работу, может заняться собственным бизнесом, может пойти на то, чтобы в этих сложных условиях создать свое предприятие, — выступил депутат горсовета предприниматель Сергей ТЕРЛЕЕВ. – Мы могли бы предоставить им льготы по земельному налогу, по ЕНВД, по арендной плате за муниципальные помещения. Даже рекомендовать собственникам, которые сдают свои площади в аренду, тоже придерживаться этих льгот, может быть, за счет их частичной или полной компенсации за счет бюджета города.
Позднее, на заседании комитета горсовета, где также обсуждалась городская антикризисная программа, Сергей ТЕРЛЕЕВ упомянул о сложностях, с которыми сталкивается малый бизнес при участии в муниципальных конкурсах.
— К сожалению, сложилась практика, что зачастую аукционы проводятся на уже выполненные работы, — заметил депутат. – Бывают случаи, когда одним из требований аукциона является выполнение работ в течение одного-двух дней после перечисления аванса. Подобная ситуация говорит о том, что уже есть исполнитель работы и аукцион проводится формально. И исключает возможность для малых предпринимателей участвовать аукционах.
Президент областного Союза предпринимателей Виталий ПУТИНЦЕВ предложил создать муниципальный залоговый фонд, который позволил бы малому бизнесу получать кредиты. Виктор ШРЕЙДЕР назвал идею хорошей, однако заметил, что для создания такого фонда потребуются деньги, которых в кризисном бюджете 2009 года может не оказаться. Депутат горсовета Юрий ФЕДОТОВ напомнил об инициативе федерального правительства оказывать точечную поддержку стратегическим экономикообразующим предприятиям.
— Мне кажется, нам тоже надо посмотреть состояние дел градообразующих предприятий, — заметил Юрий ФЕДОТОВ. — Может быть, не на все ситуации мы можем влиять, но нам нужно понимать, как эти предприятия, дающие, скажем, 80% налоговых поступлений городу, себя чувствуют. Еще одна мера, которую обсуждали на федеральном уровне, — обеспечение дополнительных рабочих мест за счет реализации инфраструктурных проектов. Капитальный ремонт жилья, строительство дорог — это те самые проекты, которые бюджет может финансировать и тем самым обеспечивать рабочие места для тех же строителей.
Городская антикризисная программа должна быть принята до конца текущего года, а сама рабочая группа, по предложению мэра, будет собираться в 2009 году по мере необходимости, но не реже чем раз в месяц.