О бюджете города
Первоначально бюджет на 2008 год был по доходам чуть выше 10 млрд рублей. Год мы заканчиваем, с учетом корректировки, с бюджетом порядка 14 млрд рублей. То есть, несмотря на все сложности, в течение года мы смогли увеличить принятый на 2008 год бюджет на 40%. Это очень неплохо. Если анализировать бюджеты других областных центров по такому показателю как прирост доходов в процентном соотношении, то мы уверенно опережаем всех соседей по Сибирскому федеральному округу, да и в целом по Российской Федерации выглядим неплохо. Если говорить о бюджете 2009 года, то он принят на уровне 12 млрд рублей. Наши прогнозы по увеличению бюджета в доходной части в 2009 году довольно осторожные. С учетом негативных последствий кризиса у нас есть сомнения, что приватизация муниципального имущества будет такой же результативной, как в 2008 году. Пока мы себе ставим задачу: не допустить секвестирования бюджета. Это уже будет довольно серьезный и позитивный результат. Хочу подчеркнуть: о сокращении финансирования адресных инвестиционных программ речи не идет. Все они предусмотрены в бюджете и в обязательном порядке будут исполнены. Необходимые ресурсы для этих целей будет.
Об инвесторах-застройщиках
«Русантон» не выполнил своих обязательств по платежам за аренду земельных участков, но эта компания отказывается от планов по застройке Новой Чукреевки. Она даже обратилась в арбитражный суд с иском к администрации города, чтобы сохранить за собой право застройки этой территории. А мы обратились со встречным иском к «Русантону» – о расторжении договора на аренду земли по причине неисполнения обязательств по платежам. И если судебный процесс завершится в пользу муниципалитета, то мы расторгнем договор с «Русантоном» и выставим площадку на новый аукцион. Кроме «Русантона» не исполняют своих обязательств по платежам и «Стройбетон» по Амурскому жилому массиву, и «ПИК-Регион» по Первому планировочному району, из-за чего бюджет города недополучил более 800 млн рублей в доходной части. Но я все же убежден, что группа компаний «ПИК» найдет возможность и по долгам рассчитаться, и приступить к реализации своего проекта по застройке района. В середине декабря я встречался в Москве с ее руководством, и мы нашли определенные точки соприкосновения в главном вопросе – в расчетах за аренду земли. На будущий год, как вы знаете, запланированы большие объемы финансирования по программе расселения из ветхого и аварийного жилья. Планируется, что из областного и федерального бюджетов будет выделено для реализации этой программы 790 млн рублей. В том числе 454 млн рублей из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Проведение котировочных отборов квартир запланировано на первый квартал 2009 года. В реализации этой программы могут участвовать застройщики, имеющие недостроенное жилье с готовностью не менее 70%. Компания «ПИК-Регион» намерена подать заявку на участие. И есть уже твердая договоренность, что в случае получения бюджетных средств застройщик рассчитается по долгам перед бюджетом Омска.
О сроках реализации инвестпроектов
Понятно, что кризис, понятно, что застройщики ведут свой бизнес с большой осторожностью, но все проекты, рассмотренные градостроительным советом, продолжают реализовываться. Во всяком случае никто из инвесторов официально не отказался. Что касается сроков, то в этом вопросе влияние муниципалитета ограничено. Мы на совете можем утвердить архитектурную часть, выдвинуть инвестору свои условия, но мы не можем обязать инвесторов, чтобы они подписались под документом, который гарантировал бы завершение строительства объекта в жесткие сроки.
О капитальном ремонте жилья
В этом году по программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов было освоено 632 млн рублей. На эти средства выполнены работы по ремонту кровли на 226 домах, в 257 домах заменены внутридомовые инженерные системы и на 47 домах выполнены работы по утеплению фасадов. Всего в программе по капитальному ремонту 2008 года – 333 дома. В этом году 58% средств выделялось из федерального бюджета, а 42% из бюджета области. В начале 2009 года мы ожидаем решения о пересмотре федеральной составляющей в финансировании работ по капитальному ремонту. Есть определенная уверенность, что доля федерального бюджета будет увеличена и из бюджета области потребуется не более 12%. Это позволит привлечь большее количество федеральных финансовых ресурсов и выполнить больший объем работ по капитальному ремонту. Впрочем есть и проблемы, которые еще предстоит решать. Одна из основных проблем – подрядчики. К сожалению, в настоящее время муниципалитет ограничен в правах по выбору подрядчиков для осуществления капитального ремонта жилых домов. И в этом году мы вынуждены были только отмечать недостаточно высокое зачастую качество работ и затягивание сроков.
О дорожных развязках
Проблема на пересечении железнодорожных путей и улицы 21-я Амурская назрела острейшая. Если говорить об организации дорожного движения в целом, то в этой точке вообще одна из самых сложных проблем в городе Омске. И все усилия в 2009 году будут направлены на строительство в этом месте путепроводной развязки. Задача 2008 года – подготовка проекта. Стоимость строительства шестиполосного путепровода с развязками и с реконструкцией улицы 21-я Амурская – 1,3 млрд рублей. Первая очередь строительства будет обязательно профинансирована и завершена к концу 2009 году. На эти цели планируется направить 570 млн рублей. Порядка 400 млн рублей – средства из федерального бюджета, оставшаяся часть – из муниципального. Хотя Омскгражданпроект и не уложился в сроки, но это не значит, что объект не начнет строиться. Работы над проектом уже завершаются. Если говорить о развязке на пересечении улиц Гагарина и Щербанева, то работы там пока приостановлены. Но хотя в адресной инвестиционной программе этого объекта нет, строительство, я вас уверяю, будет продолжено. Подготовительные работы все выполнены. Как только мы завершим первоочередные объекты, то приступим к этой задаче. В данный момент, 21-я Амурская – это значительно более серьезная проблема, чем развязка на Гагарина — Щербанева.
О деньгах на реконструкцию дорог
Последний транш из федерального бюджета на реконструкцию улицы Орджоникидзе – 160 млн рублей – мы получили за две недели до Нового года. А могли и вообще ничего не получить. Трижды мне пришлось выезжать в Москву, чтобы убедить Федеральное дорожное агентство в необходимости выделения средств для завершения работ в этом году. При наличии плана мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия города Омска, утвержденного решением Правительства Российской Федерации, у муниципалитета будут совершенно иные возможности — гораздо большие.
О муниципальном займе
Мы ни в коем случае не отказываемся от такого механизма финансовой поддержки, как размещение муниципального облигационного займа. Это непростой путь, но облигационный заем имеет неоспоримые достоинства — заемные ресурсы привлекаются по более низким ставкам, чем ставки банковских кредитов. А тенденция дальнейшего удорожания кредитных ресурсов очевидна. Мы в этом году смогли удержать ситуацию, не увеличили объем долговых обязательств перед банками, но заемные ресурсы нужны – никуда от этого не деться. Сейчас идет подготовка к регистрации эмиссии, готовится пакет необходимых документов. Объем заимствования и ставки назвать пока не могу. Эти цифры находятся в стадии уточнения.
О сокращениях в мэрии
Понятно, что в начале сокращались вакансии, потом мы расставались с работниками пенсионного возраста, а в ходе последнего сокращения были реально уволены 261 человек. Но я ничего нового лично для себя в этих сокращениях не вижу. Двадцать семь лет я отработал в системе муниципальной власти и помню как минимум двадцать сокращений штата. Штатную численность муниципальных органов сокращали во все времена. В феврале 1988 года, помню, меня избрали председателем райисполкома, а в мае уже началось сокращение. Следующее было в 1990 году, и так далее. С одной стороны, стремление к расширению – это особенность любого аппарата, любого уровня власти. С другой стороны, количество чиновников находится в некой зависимости от функционала.
О новом совете при Президенте РФ
Из каких соображений исходили, когда принимали решение о включении меня в состав президентского совета по проблемам инвалидов, сказать трудно. Я себя не предлагал во всяком случае. Сам ли президент принимал это решение – тоже не знаю. Сомневаюсь, что сам. Наверняка все решалось на уровне аппарата или службы, которая готовила этот документ. Но если решение принято, то я, конечно, буду активно работать в новом совете. Проблем у инвалидов действительно много. А если вас интересует, буду ли я лоббировать интересы города, то я отвечу утвердительно. Обязательно буду лоббировать. Во всех федеральных структурах, в работе которых я участвую, я всегда лоббирую интересы города и региона. Это однозначно.