Одна из основных целей: «Предоставление широким кругам общественности, лицам, принимающим политические решения, инвесторам доказательств того, что сельское хозяйство России, несмотря на трудности развития и неравные с другими отраслями экономики условия получения рыночных доходов, является эффективной, выгодной сферой приложения капитала и при разумном квалифицированном подходе к организации бизнеса может приносить немалую прибыль».
Информационной основой для расчета рейтингов является база данных Главного вычислительного центра Росстата, составленная по бухгалтерской отчетности 15,2 тысячи крупных и средних сельскохозяйственных организаций (СХО) России. Общеэкономический рейтинг 300 самых эффективных сельхозорганизаций (Клуб «АГРО-300») определяется на основе двух показателей: выручка от реализации и прибыль от реализации. Для того, чтобы нивелировать влияние погодных условий на результаты хозяйствования, рейтинг рассчитывался на основе среднегодовых данных за три года.
Триста крупнейших сельхозорганизаций, вошедших в рейтинг Клуба «АГРО-300», продали в 2007 году товарной продукции на сумму 190 млрд руб. — столько же, сколько ее реализовали 12,7тыс. хозяйств, находящихся в конце рейтинга.
«Омский бекон»
Десять лет подряд, с 1998-го по 2007 год, лидером рейтинга и самым эффективным предприятием России неизменно назывался «Омский бекон». В одиннадцатом рейтинге Клуба «АГРО-300» «Омский бекон» впервые опустился на шестое место. Лидером стало ЗАО «Приосколье» Белгородской области, которое в 2007 году произвело и продало сельскохозяйственной продукции на 6,7 млрд руб. и получило прибыли от реализации с/х продукции на 1,3 млрд руб. Впрочем уже по итогам 2006 года объемы реализации ЗАО «Агрокомплекс» и ООО «Белгородские гранулированные корма» превышали объемы продаж «Омского бекона». С другой стороны, показатели выручки и прибыли — понятие условное, ведь он находится в цепочке между Лузинским комбикормовым заводом и мясокомбинатом «Омский», где центры прибыли могут смещаться или перераспределяться в любом направлении.
Тенденции
По утверждению экспертов ВИАПИ, производство свинины, мяса КРС и птицы в хозяйствах Клуба «АГРО-300» рентабельно (от 22,7 до 32.6%), а в остальных хозяйствах убыточно (от минус 6,9% до минус 24.2%). Хозяйства Клуба производят более качественную продукцию, у них лучше организована ее реализация. Результатом чего является значительно более высокая цена на продукцию, чем в остальных СХО РФ. А издержки по производству яиц, мяса свиней, КРС и птицы, наоборот, на 20 — 25% ниже.
По данным рейтинга, уровень рентабельности «Омского бекона» по производству мяса в 2005 — 2007 гг. составил 52,1%. При этом среднегодовая численность откармливаемого поголовья упала там со 183 до 155 тыс. свиней, а площадь сельхозугодий сократилась с 60,3 тыс. га почти до нуля, что не очень-то понятно. Возможно, земли были просто выведены на одну из «дочек».
Еще одна отчетливо видимая тенденция: с 2004-го по 2007 год неуклонное снижение числа омских организаций, входящих в Клуб «АГРО-300» — в 2004 году таких было семь, в 2005-м — шесть, в 2006 -м — пять, а в 2007-м — уже четыре.
Сергей Константинов