Инвестиционные программы ОмскВодоканала и «МРСК Сибири» в 2009 году пересмотрены не будут. Совет по экономическому развитию Омской области 27 января принял решение не сокращать проекты по строительству инженерной инфраструктуры в Омске и не уменьшать объемы подключаемой нагрузки, даже несмотря на кризис в строительной отрасли и неплатежеспособность инвесторов. Сворачивание программ, по мнению совета, обернется куда большей проблемой – остановкой крупных производственных проектов. Чтобы этого не допустить, область и город намерены любыми способами получить на реализацию программ федеральные средства.
«Ни один из проектов инвестпрограмм не может быть отложен!»
На первом в наступившем году заседании экономического совета области речь шла о концепции размещения и развития производственных зон в Омске. В документе, принятом осенью 2007 года, определены условия развития восьми промзон и связанной с ними инженерной и транспортной инфраструктуры. Основные мероприятия относятся к двум наиболее перспективным зонам — северной и северо-западной (Левобережье), на долю которых приходится более 90% резервов свободной площади. В 2009 году здесь планируется запустить минимум три завода – по производству стеклотары, силикальцитного кирпича и медицинской ваты. Расширяется пивоваренное производство: комбинат «Ава компани» планирует в текущем году увеличить производство своей продукции на 40%.
Развитие ряда производств северной зоны тормозят возникшие проблемы с поставками золы, цены на которую выросли в разы. Недавно ТГК-11 расторгла долгосрочный договор на поставку золы с заводом ООО «Комбинат пористых материалов». Сейчас завершается строительство завода ООО «Сибирский эффективный кирпич», который может столкнуться с аналогичной проблемой.
— Прогнозов цен на золу пока нет, — отметил Сергей МУРАЕВ. — Для того чтобы предприятия, использующие это сырье, могли продолжить работу, необходимо решить вопрос об установлении долгосрочной экономически обоснованной цены на золошлаковые отходы. Поскольку эти проблемы выходят за рамки отдельных хозяйствующих субъектов.
Запуск ряда производств тормозит сложившийся в двух зонах дефицит энерго и тепломощностей.
— В сложной финансовой ситуации мы не должны впасть в растерянность и попытаться отложить ряд вопросов по развитию коммунальной инфраструктуры на какой-то другой период, — выступил министр строительства и ЖКК Валерий БОЙКО. — Те инвестпрограммы, которые приняты по «МРСК Сибири» и ОмскВодоканалу, подробно обсуждались и выверены с учетом программы социально-экономического развития Омской области. И никакой из пунктов не может быть отложен. Иначе мы может полностью затормозить развитие Северо-Западной зоны. Хотя мы помним, что уже были попытки пересмотреть программы в связи со снижением уровня жилищного строительства.
Под «попытками пересмотра» Валерии БОЙКО имел в виду обращение в конце 2008 года в Омский горсовет ряда застройщиков, требующих снижения платы за техприсоединение к сетям ОмскВодоканала. Как известно, это плата, выросшая летом прошлого года по ряду объектов в 50 раз, является основным источником финансирования программы, поэтому ее снижение означает одновременное сворачивание ряда проектов и сокращение объема подключаемых мощностей. Возможен и другой вариант сокращения платы за техприсоединение. Он был применен при утверждении инвестпрограммы другого монополиста – «МРСК Сибири». Снижения тарифа в 3,5 раза (с 60 до 14,8 рубля за кВт) удалось добиться не за счет секвестирования инвестпроектов энергетиков, а за счет их переброски в ту часть программы, финансировать которую будут бюджеты всех уровней – муниципальный, областной и федеральный. Однако. не увидев в бюджетах на 2009 год необходимые суммы, энергетики в конце прошлого года обратились в горсовет с новым вариантом инвестпрограммы, в которой основная финансовая нагрузка снова ложится на застройщиков. При этом в антикризисном плане правительства снижение тарифов на техприсоединение значится одним из основных мер поддержки строителей.
ТГК-11 запросила плату за присоединение в 12,7 млн за Гкал
На очереди принятие инвестпрограмм тепловых компаний. По словам мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА, в администрацию уже поступили проекты инвестпрограмм ТГК-11, МП «Тепловая компания» и омского филиала ОАО «Электротехнический комплекс». Однако заявленная ТГК-11 плата за подключение в размере 12,7 млн рублей за гигакалорию в час (с учетом НДС) мэрию не устроила. Поэтому программа тепловиков была пересмотрена, а тариф снижен. В ближайшее время инвестпрограмма ТГК-11 будет внесена в горсовет для утверждения.
— К сожалению, финансовый кризис вносит в наши планы определенные коррективы, но тем не менее те основополагающие вещи, которые были определены в инвестиционных программах, обязательны к исполнению, — заявил мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР. — Иначе говорить о динамике развития и города, и региона просто не приходится. Другое дело, что сейчас можно переориентировать поиск ресурсов. Сделать акцент на привлечение федерального ресурса. Здесь надо серьезно поработать и нашим службам, и областным.
Пока федеральные деньги удалось привлечь только на один инфраструктурный проект – подстанцию «Прибрежная», завершить строительство которой планируется в конце 2009 года. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 2 млрд рублей, при этом из Инвестиционного фона РФ в текущем году должно быть выделено 410 млн. По словам Валерия БОЙКО, за деньги фонда могут побороться еще, как минимум, пять инфраструктурных проектов, список которых был утвержден губернатором, и в ближайшее время вся необходимая для участия в конкурсном отборе документация будет представлена на правительственную комиссию. Свою помощь в продвижении проектов предложил на совете депутат Госдумы Михаил СУТЯГИНСКИЙ, напрямую заинтересованный в реализации инвестпрограмм.
— Прошу включить меня в реализацию строительства тех новых объектов, которые претендуют сегодня на средства Инвестиционного фонда. Эту информацию можноиспользовать при встречах и переговорах, на различных круглых столах с привлечением депутатов Госдумы, — заметил г-н СУТЯГИНСКИЙ.
— Могут быть, я грубо скажу, но вас надо больше нагружать. Нагружать ответственностью в части решения этих задач. Возможности у вас есть, — заметил мэр.
Федеральное финансирование инвестиционных программ монополистов возможно только при одновременном выделении денег из муниципального и регионального бюджетов. Говоря об областных средствах, первый зампред правительства Евгений ВДОВИН заметил, что пока расходы на реализацию инвестпрограмм в бюджете области не предусмотрены, более того, все несоциальные статьи расходов на первый квартал заморожены. Однако, по словам Евгения ВДОВИНА, «это чисто технический, защитный момент» и фактор времени.