Обернувшись, не удивляйся: там гораздо больше поводов для смеха, чем ожидалось.
Юрий ПОЛЯКОВ
Гипсовый трубач, или Конец фильма
М.: Астрель: АСТ, 2008. — 381
Тираж 60 000 экз.
По мотивам одноименной повести Юрия ПОЛЯКОВА в 1988 году был поставлен фильм «ЧП районного масштаба», бичующий нравы, царящие в среде комсомольских лидеров. Довольно пошловатый поляковский текст появится вовремя: тогда в стране вовсю шло перетряхивание грязного белья. Еще одна его книга — «Сто дней до приказа» — выведет ПОЛЯКОВА в число крепких и весьма известных российских писателей. Теперь он возглавляет «Литературную газету» и с удовольствием критикует уже ныне существующие нравы.
В «Гипсовом трубаче» идет речь о том, как два москвича — режиссер и писатель — отправляются в пригородный дом ветеранов культуры, чтобы написать сценарий к будущему фильму. Любой читатель, кому пришлось хотя бы раз побывать в доме отдыха советского времени, легко представит себе место действия. Землю под домом вознамерится реквизировать местный нувориш, вокруг чего и образуется интрига. Злоязыкий ПОЛЯКОВ запросто пародирует творчество собратьев и с не меньшим удовольствием мстит авторитетам. «...Львов тихо обнял ее и поцеловал. Губы у нее оказались мягкие, нежные и доверчивые. Она пахла дымом и духами. Потом, много лет спустя он случайно выяснил, как они называются. «Сигнатюр». Он даже подарил такой флакон жене к Восьмому марта, но духи ей не понравились». «- А Тарковский? — У него не детали, а символы, — сурово поправил соавтора режиссер. — И вообще он был зануда. Вы читали его дневники? — Нет. — Почитайте! Просто тщеславный мизантроп. Прав, ох, прав старый ворчун Сен-Жон Перс: лучше завещать, чтобы тебе соорудили надгробье из дер...а, нежели оставить потомкам дневники!»
Роман этот больше похож на развернутый фельетон: читать его смешно и поучительно. Особенно тем, кто не только «родился в СССР», но и основательно там пожил.