Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Александр ЦИМБАЛИСТ, к.э.н., экс-председатель Омского городского совета: «Ни от кого не жду приглашений. Придет время, и я вернусь»

18 марта 2009 14:15
0
1402

Областное отделение партии «Вся Россия» он представлял в качестве делегата объединительного съезда в Кремлевском дворце съездов. Именно на этом съезде Владимир ПУТИН впервые призвал партию бороться с бедностью. Но в апреле 2007 года ЦИМБАЛИСТ подал заявление о выходе из «Единой России». Корреспондент «КВ» Галина КОНСТАНТИНОВА побеседовала с Александром ЦИМБАЛИСТОМ о том, как теперь складывается его жизнь, на чем сосредоточены его жизненные интересы и как он оценивает социально-экономическую ситуацию в городе и регионе.

Александр Владимирович, чем занимались эти два года?

Сотрудничал с кафедрой ОмГУ «Региональная экономика и управление территориями Омской области», читал курс лекций на тему «Регламентация труда государственных и муниципальных служащих». Курс этот теперь издан в виде учебного пособия. Писал статьи в научные издания по проблематике социального расслоения общества и его воздействия на становление среднего класса. Считаю, что время, отведенное мне в виде вынужденного простоя, я использовал на всю катушку для самообразования и выработки четкой позиции по принципиальным вопросам формирования среднего класса в России. Как видите, я продолжаю работу над реализацией задачи поставленной Владимиром ПУТИНЫМ на объединительном съезде партии, в рамках возможностей, которыми сейчас располагаю. Помимо этого работаю в московской структуре заместителем генерального директора по региональной политике и немного, на «прокорм», занимаюсь бизнесом.

— Вам поступали предложения о работе из органов власти?

— Реальных предложений не поступало. Нравилось кому-то или нет, как я председательствовал в горсовете, но я сохранил всех хороших специалистов и, дополнив недостающими, создал там работоспособный коллектив, потому что подбирал сотрудников не «под себя», а для дела. Во-вторых, горсовет третьего созыва был относительно независим от городской администрации, разумеется, в рамках федерального и регионального законодательства. И третье, мне удалось с помощью депутатов объединить усилия представителей разных партий и общественных движений на достижение результата. Как таковой в совете драки большой не было. Хотя я был тогда единственным депутатом- единороссом в совете, все же мог себе позволить проводить партийную линию.

— Как, на ваш взгляд, работает омский горсовет сейчас?

Не могу давать оценку их системе работы, поскольку ни разу там не был: меня не звали, а сам я не пойду. Однако, наблюдая за его работой через СМИ, могу сказать, что совет во многом утратил свои позиции представительного органа местной власти. Я точно знаю, что в составе горсовета и Законодательного собрания большинство порядочных, толковых людей. Но они не могут ничего сделать, так как их усилия и попытки что-либо изменить блокируют чиновники. Как только Владимир Владимирович ПУТИН заявил о своей поддержке партии, туда ринулись чиновники и заняли ключевые посты в руководящих органах региональной партийной организации. Зачем это было сделано? Чтобы, используя этот инструментарий, добиться искусственного единства в представительных органах власти по принципу «одобрямса». Здесь негативное влияние «Единой России» бесспорно: нельзя позволять региональным и муниципальным чиновникам использовать партию для достижения целей, не согласующихся с интересами большинства населения.

— Что вы имеете в виду?

— Сегодня и горсовет, и Законодательное собрание, на мой взгляд, — это органы, где регистрируют, а не принимают решения, если об этом просят чиновники. Люди там, я уже говорил, в большинстве толковые и порядочные, но попробуй выступить против — и тебя охают, а потом выкинут под предлогом неисполнения партийных решений. Партийная дисциплина — хороший инструмент, но только тогда, когда за ней бдят люди заинтересованные, прежде всего в выполнении задачи, поставленной премьер-министром ПУТИНЫМ о борьбе с бедностью, а не те, кто исполняет эту задачу с точностью до наоборот. Между тем нынешнее социально-экономическое положение региона — как раз прямой результат такого «одобрямса». Интересы населения отошли на второй план, и это началось не сегодня. Ухудшение уровня жизни налицо, хотя сейчас пытаются все валить на кризис.
Члены партии «Единая Россия» и руководители региона и города должны понимать, что необходима конкретная работа, направленная на развитие производительных сил региона и формирование среднего класса как главной опоры демократического общества.

— Кризис — это же реальность и для региона, и для страны.

— Надо было заниматься развитием производительных сил региона, а не надеяться на нефтедоллары, тем более что они в большей мере текли не в областной бюджет. Руководство страны курс правильный проводит, занимаясь предметно доходами от природных ресурсов, но ошибку допустили в использовании этих средств, когда получали их за счет удачно сложившихся высоких цен на нефть и природный газ. На мой взгляд, нужно было пользоваться случаем и покупать новейшие технологии, завозить их в страну, создавать современные, соответствующие передовому мировому уровню рабочие места и насыщать наш рынок продукцией отечественного производства. Зачем мы зерном торгуем за рубеж? У нас 140 млн населения — тонна зерна должна производиться на человека в государстве с развитой экономикой, а мы продаем зерно за пределы страны. Значит, мы просто не способны его сохранить и переработать. Получается, что если мы 92 млн тонн в прошлом году произвели (хотя я в это не верю, потому что у статистиков, скорее всего, не совсем верные первичные данные), значит, людей накормили, а скота нет? При производстве такого количества зерна мы не должны использовать для промпереработки 80% импортного мяса КРС. Зачем столько мяса КРС завозим? Это же наши люди должны произвести его, получить деньги и жить хорошо. Сегодня регионами должны руководить люди, которые бы мыслили не о том, как возвести дворцы для развлечений, а соображали бы, как построить фабрику или пригласить сюда капиталиста, пусть даже западного, который поставит свою фабрику и даст людям работу.

— Что же капиталисты не идут потоком сюда, несмотря на все старания тех же региональных властей? Кто виноват?

— Я только могу сказать, что у нас, к примеру, в Омске золото лежит под ногами, мусора по объемам столько, что сюда зайдет любой уважающий себя инвестор, чтобы поставить рентабельное производство. Не идут, потому что опасаются, как бы отсюда голыми не уйти. В 90-х годах «демократы», точно так же, как большевики, «раскулачили» коллективы на селе и в промышленности. Сказали: вы неправильно тут хозяйствуете, а нового-то ничего не создали. Надо признать эту ошибку и восстановить экономику. Крестьянина нужно сделать хозяином, решив главный вопрос, отдать наконец ему землю. Да, пусть на новых рельсах, на капиталистических, но восстановить промышленность, а тем, кто сегодня не хочет вкладываться в национальную экономику, нужно умело предложить вкладывать свои средства в нее. Просто этим надо заниматься. У нас много разборок было вокруг нефтезавода, а денег в региональном бюджете так и не прибавляется. Дело в том, что все почему-то забыли о том, как назывался нефтеперерабатывающий комплекс, а он, между прочим, назывался НЕФТЕОРГСИНТЕЗ. Вот в этом самом СИНТЕЗЕ, а не простой нефтеперегонке и нужно региональной власти вместе с владельцами нефтезавода искать деньги и новые рабочие места, благо отечественный рынок большой.

— Как вы оцениваете уровень развития пищевого производства в регионе?

— В принципе неплохо, но вся наша беда в том, что используются довольно отсталые технологии. В конце 90-х годов мы пытались создать мощную ФПГ (финансово-промышленную группу) на базе ассоциации. Если бы власть помогла нам тогда укрепить эту структуру, работающую по замкнутому циклу с сельскими товаропроизводителями, то сегодня, я просто уверен, темпы развития могли быть значительно выше. Без управления никакой капитализм и свободный рынок нас не спасут. Я говорил и буду говорить: пока правительство и России, и Омской области не займется развитием внутреннего рынка и его регулированием, до тех пор наш внутренний рынок будет оставаться легкой добычей для зарубежных производителей, которые, нужно признать, часто оказываются мощнее наших, да и опыт у них больше нашего. Говорить о конкуренции можно много, но нужно трезво оценивать возможности отечественного товаропроизводителя и помочь ему стать конкурентоспособным. Еще раз хочу подчеркнуть, что на торговле и сфере обслуживания мы экономику государства, региона и муниципальных образований не поднимем.

— Вам первый же читатель напомнит, что каждый мнит себя стратегом, наблюдая бой с пригорка.

— Безусловно, нельзя сбрасывать со счета, оценивая работу региональной власти, действие объективных экономических законов и тех социально-политические условий, которые имели место, начиная с конца 80-х годов прошлого века. Но нужно признать, что многие проблемы в социально-экономичеком развитии, в частности Омской области и города Омска, носят весьма субъективный характер и являются следствием грубых просчетов и ошибок руководителей. Например, мы все время говорим о том, что очень много привлекаем инвестиций в Омскую область. Подавляющая часть — более 90% — это оптовая торговля: нефть зашла к нам и ушла в виде продукта. Это вина не только статистиков, но и прежде всего рукодителей региона: мы отчитываемся, и создается обманчивое впечатление, что в регионе все благополучно с инвестициями. Я думаю, в центре так и считали до недавнего времени, а регион хиреет, предприятия хиреют. А раз мы в течение длительного времени говорили, что мы передовые, то, естественно, Москву это тоже не тревожило: зачем помогать региону, когда у них по ноздри инвестиций.
Я уже не стану, за недостатком времени, перечислять, сколько за последние годы в Омской области, по моему мнению, было озвучено и не реализовано экономических проектов, например: сборка автобусов «Вольво», сборка автомобилей «Москвич», участие в производстве самолетов АН-70, массовое производство самолетов АН-3, возобновление работы завода «Омсктрансмаш» и других социально значимых проектов с прямым участием (если верить СМИ) правительства Омской области. Я всегда поддерживал саму идею газификации, но, как на деле оказалось, и этот социально значимый проект оказался очень дорогостоящим и для бюджета, и для населения. Да, конечно, хорошо, когда строятся мосты через Иртыш, да, хорошо, когда строится жилье, строятся и ремонтируются дороги, но плохо, когда это все очень дорого обходится бюджету и населению.
Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций в Омской области свидетельствуют о значительном ухудшении по сравнению с 1990 годом – произошел десятикратный рост доли убыточных хозяйств, 20–кратное снижение рентабельности основной деятельности. Статистика свидетельствует об обнищании основных фондов предприятий и организаций Омской области к уровню 1990 года: коэффициент выбытия превышает коэффициент обновления на 20%; на 50 процентов сократилась численность занятых в промышленности; доля легкой промышленности в объеме регионального продукта сократилась с 11 до 0,5 процента. В 2008 году производство продукции в хозяйствах всех категорий по отношению к 2007 году сократилось на 4,4 процента. Область имеет один из самых низких в СФО показателей реальной заработной платы.
И к социальному миру это в перспективе не приведет.

— И что же, на ваш взгляд, теперь следовало бы сделать?
— Нужно твердо уяснить, что телега не должна стоять впереди лошади, и не пытаться сформировать средний класс в России из бюджетников (бесконечно поднимая вопрос об их зарплате), а делать все возможное для того, чтобы этот класс формировался в реальном секторе экономики. В Омской области прекрасной базой для этого могут быть крестьянство, малый бизнес и, конечно, промышленность.
Сегодня экономику Омской области можно и нужно восстановить только за счет развития сельского хозяйства и промышленности, если этим всерьез заняться. Если создать реальные программы, а не строить дорогостоящую плотину на «землеройном» Иртыше, когда имеется другая, менее затратная возможность обеспечения города Омска питьевой водой, а именно использование воды реки Омь. Лучше вложить часть этих денег в интенсификацию аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности и другие жизненно важные секторы экономики. По опыту знаю, нигде деньги не оборачиваются быстрее, чем в пищевке. Сельском хозяйстве, в растениеводстве, в частности — за один год, но его надо переработать, это зерно. У нас сегодня мукомолы на коленях стоят: купите муку. Это разве дело? Ее же можно переработать в продукты длительного срока хранения и вывозить, а мы не можем, и это, в свою очередь, сдерживает развитие аграрного сектора. Раньше пищевики страдали от отсутствия площадей. Сейчас площадей в Омске достаточно — надо разворачивать перерабатывающее производство и работать на всю страну и, по возможности, дальше ее границ. Потерю Сибнефти собираемся компенсировать за счет малого бизнеса, а 89% его функционирует в Омске. Где все эти фермерские хозяйства, о которых столько говорили? Весь малый бизнес сосредоточен в торговле и в сфере обслуживания, в реальном производстве его очень мало. Надо всерьез заняться селом, ввести в оборот все пахотные земли и, конечно же, разработать политику протекционизма (льготное кредитование, лизинг, гибкое налогообложение и т.д.). Исторически в наших регионах на селе наиболее успешно могут работать большие коллективы, нужно перейти к использованию смешанных форм собственности. Надо помочь селу уйти от энергозависимости, используя энергию недр, ветра и другие альтернативные источники, которыми территория располагает.

— Опять же сейчас кризис — всем не до этого. Одних только строителей поддержать сколько сил уйдет...

Я сочувствую строителям — они пострадали из-за отсутствия координации в их работе со стороны региональной и местной власти. А цены на их продукцию пострадали во многом из-за огромных поборов (по некоторым данным АСДГ, эти поборы составляют до 40% в стоимости одного квадратного метра построенного жилья). Считаю, что именно эти два уровня власти должны были сбалансировать потребность не только в жилье, но и в промышленном строительстве. Такие инструменты федеральный законодатель им предоставил. Я убежден, что владельцы гипермаркетов на своих огромных площадях в целях ускорения их окупаемости могут создавать какое-либо промышленное производство, которое не нуждается в устройстве больших санитарно-защитных зон. Но местная власть могла спрогнозировать и сказать: не надо нам и тебе, застройщик, столько торговых площадей, а мы тебе советуем: построй лучше швейную фабрику. Пригласи сюда инвестора, вложи деньги — они у тебя есть, купи оборудование, у китайцев,в конце концов, но только работники должны быть российские. Это наши омские женщины, которые живут рядом в микрорайонах. Была шикарная возможность сделать это до наступления кризисных времен. Главная наша проблема — это потребность в диверсификации производства. А начать надо с инвентаризации, привести в порядок статистику. Когда читаю эти бюллетени по социально-экономическому развитию области, там ни одной живой цифры не видно, а во вторых, все настолько завуалировано, что ничего об уровне социально-экономичего развития региона понять оттуда невозможно.


— Может быть теоретически, что вы вернетесь в реальную политику?
— Я думаю, да. Наступит время, и вернусь.


Галина КОНСТАНТИНОВА  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.