Депутаты Заксобрания возмущены тем, как формировался этот список, и намерены его переработать.
Министерство экономики Омской области 20 марта вынесло на рассмотрение депутатов Заксобрания законопроект об установлении пониженных налоговых ставок для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Комитет финансовой и бюджетной политики должен был рекомендовать Заксобранию принять проект на ближайшем заседании разу в двух чтениях. Однако комитет Олега ШИШОВА неожиданно запротестовал.
ШИШОВ призвал поддерживать крупные компании
Право самостоятельно понижать ставки по «упрощенке» (с 15% максимум до 5%) регионы получили в ноябре 2008 года. Им уже воспользовались 6 из 12 сибирских регионов. Наконец льготы дождались и омские предприниматели. Областное министерство экономики предлагает установить ставки в размере 5% и 10% для нескольких видов деятельности (см. справку «КВ»). При этом вводится одно ограничение: предприниматель будет вправе платить налог по пониженным ставкам только при условии, что в общем доходе его предприятия доля от обозначенного в законе вида деятельности составляет не менее 70%. Льготные ставки будут действовать с 1 января и до конца 2009 года. По оценке минэкономики под льготное налогообложение попадает порядка одной тысячи омских организаций и предпринимателей. Областной бюджет потеряет при этом, по предварительным расчетам, около 20 млн рублей налоговых доходов.
Изначально перечень льготников был намного шире. Как сообщил комитету заместитель министра экономики области Вадим ЧЕЧЕНКО, антикризисную помощь в виде льготной ставки по «упрощенке» должны были получить около 6,5 тысячи субъектов малого бизнеса. Однако министерство финансов выступило резко против – бюджету это грозило потерей более 200 млн налоговых поступлений (за весь 2009 год по «упрощенке» планируется получить 1,2 млрд рублей).
— 200 млн для нас – это бешеные деньги, — заметила министр финансов Рита ФОМИНА. – Поэтому мы долго с министерством экономики спорили по этому поводу.
Глава минфина призналась, что обозначенные в поправках в бюджет 20 млн, выпадающие от предоставления налоговой льготы, — это минимум. Потери будут значительно больше.
— А зачем мы сами себя обманываем? – удивился Олег ШИШОВ.
— Мы не обманываем. Мы просто не можем сейчас точно просчитать, кто из предпринимателей сразу сориентируется и воспользуется этой нормой, — заметила Рита ФОМИНА.
— Мгновенно сориентируются, — парировал председатель.
Лидера фракции «Единой России» в Заксобрании Сергея ТОДОРОВА интересовал экономический эффект, который получит область и бюджет от предоставления льгот по «упрощенке». Конкретных расчетов у минэкономики не оказалось. Тогда Олег ШИШОВ разразился длинной тирадой о пагубности подобных антикризисных мер: льготы малому бизнесу провоцируют дробление крупных предприятий, которые, в отличие от малых, платят большие налоги. По мнению гендиректора НПО «Мостовик», поддерживать в период кризиса нужно не малый, а крупный бизнес.
— Олег Владимирович, ну что сейчас заводы начнут делиться на цеха, что ли? – защищала проект Рита ФОМИНА.
— Они уже поделились давно, — заметил ШИШОВ.
— Ну тогда нам это уже не грозит, — заключила министр финансов.
— Я говорю вообще о политике. Мы все еще находимся в рамках той политики, которую в свое время НЕМЦОВ внедрил, с этим малым бизнесом, — распалялся председатель комитета.
Вадим ЧЕЧЕНКО, недавно занявший пост замминистра, видимо, впервые выступал перед столь авторитетными политиками, как Олег ШИШОВ, а потому скромно молчал, не решаясь заступиться ни за малый бизнес, ни за проект его поддержки.
ПОЛЕЖАЕВ предложил дать льготу медикам
Выпустив пар, Олег ШИШОВ в общем и целом против проекта возражать не стал. Зато возразил обычно немногословный депутат Константин ПОЛЕЖАЕВ. Главврачу областной клинической больницы не понравилось, что в перечень льготников не попали медицинские организации. Зато льготную ставку получат организации отдыха, развлечений и культуры.
— Мы внимательно изучали каждую отрасль, — ответил Вадим ЧЕЧЕНКО. – Смотрели, какие изменения могут с ними произойти. Если говорить о здравоохранении, под эту льготу попали бы прежде всего частные косметические, стоматологические клиники. Насколько это социально значимые виды деятельности?
— А организации отдыха и развлечений, то есть рестораны, кафе и казино, — они у нас как социально значимы? – не отступал Константин ПОЛЕЖАЕВ.
— Эти организации неоднократно обращались в министерство с просьбой поддержать их, поэтому мы учли эти обращения, — указал замминистра на истинную причину предоставления льготы развлекательным заведениям. — Мы намеренно не включили торговлю, потому что тут наибольшие объемы, и мы посчитали…
— Вы не ответили на вопрос! — прервал докладчика Олег ШИШОВ. – С отраслью здравоохранения связано население. Если мы здесь не снимаем нагрузку, то мы не снижаем социальную напряженность в обществе.
— Мы посчитали, что здесь есть государственная поддержка, есть бюджетные организации, — попытался объяснить Вадим ЧЕЧЕНКО. — Население с низким уровнем доходов будет обращаться в бюджетные учреждения, которые бесплатно оказывают услуги.
— У нас почти вся стоматология частная, — заметил Константин ПОЛЕЖАЕВ. — А то, что у нас в поликлиниках происходит… Они просто не справляются с нагрузкой, которая есть.
Когда стало понятно, что депутаты целенаправленно «заворачивают» проект, министр финансов заявила, что его нужно обязательно принять на ближайшем заседании парламента. Выпадающие доходы от предоставления льготы по «упрощенке» уже учтены в поправках в бюджет, которые комитет поддержал за 10 минут до этого. Негодующие депутатские взоры вновь обратились на стоявшего на трибуне замминистра экономики. На этот раз ему в вину поставили то, что вопрос по налоговым льготам был внесен в повестку комитета прямо перед заседанием.
— Почему вы заранее не представили нам документы? Почему вы проигнорировали наш комитет? – распалялся Олег ШИШОВ. — У нас нет такой практики — вслепую, с голоса принимать подобные решения. Тем более что вы нас перед фактом ставите – принимать сразу в двух чтениях!
— Кстати, это серьезно, — строго заметил Сергей ТОДОРОВ. – У нас сформировался практически новый состав министерства экономики. И вы вот так Законодательное собрание игнорируете.
Вадим ЧЕЧЕНКО молчал. Как так вышло, что «новый состав министерства» проигнорировал комитет Олега ШИШОВА, он объяснить не мог. В итоге депутаты решили встретиться накануне заседания Заксобрания и еще раз изучить проект, в том числе поправку Константина ПОЛЕЖАЕВА о том, чтобы включить в перечень льготников медицинские и оздоровительные организации.
Олег ШИШОВ, председатель комитета финансово-бюджетной политики: «Малый бизнес никакого большого развития не даст»
По большому счету этим законом мы должны добиться оживления экономики. Но что мы делаем? Мы для крупного нормального бизнеса, который облагается всеми видами налогов, занимается крупными проектами, поднимает сельское хозяйство, основные экономические отрасли, — мы для него ничего не делаем. А создаем льготы для малого бизнеса. Народ перемещается туда. Малый бизнес никакого большого развития и новых технологий не даст. То есть мы как бы дробим крупную промышленность, крупную экономику, крупные предприятия на очень маленькие. Таким образом, в результате мы продолжаем то, что у нас фактически происходило в результате перестройки. Там долбили крупные отрасли так, что летели брызги в разные стороны. Теперь опять по мелкому начинаем долбить. Если посмотреть на макрорезультат этих экономических действий, то они ведут к последующему сокращению промышленности, производства.
Справка «КВ»
В проекте Закона «Об установлении понижающей ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» предлагается снизить ставки с 15% до:
* 5% для видов деятельности:
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;
производство машин и оборудования;
производство электромашин и электрооборудования;
научные исследования и разработки.
* 10% для видов деятельности:
производство стальных отливок, готовых металлических изделий;
производство пищевых продуктов, включая напитки;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
текстильное производство, производство одежды, а также отделка и крашение меха; обработка древесины, производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; производство резиновых и платмассовых изделий;
производство мебели.