Приведу пример, памятный для людей старшего поколения. После посещения 50 лет назад тогдашним руководителем Советского Союза Никитой ХРУЩЕВЫМ Соединенных Штатов в СССР была принята программа укрепления кормовой базы животноводства. За счет кукурузы. Ее начали сеять на огромных территориях и за Полярным кругом, и в пустынных районах страны. И все под лозунгом: «Выполняя решения партии». Результат как с экономической, так и с политической точки зрения очень плачевный. Огромные убытки да анекдоты, в конечном итоге подрывающие имидж партии власти.
Проблемы проще обсуждать без специалистов?
Нечто похожее мы сегодня наблюдаем на примере Омского аэропорта. С неистовым упорством областная власть пытается получить контроль над Федеральным аэропортом с единственной целью — убрать его, заполучив земли под коммерческую застройку. Цели, на первый взгляд, самые благие – обеспечение экологической и просто безопасности горожан от взлетающих и садящихся самолетов в непосредственной близости от города. Под знаменами партии власти, не уставая повторять раз за разом, что это решение президента и премьер-министра страны, народу вот уже сколько лет продолжают рассказывать страшилки об опасном соседстве аэропорта и города и «преступном» его руководстве, манипулирующем полуторатысячным коллективом. Молодежные организации, мобилизованные местными партфункционерами, собирают подписи горожан за «новый аэропорт и светлое будущее города». Проводятся слушания Общественной палатой Омской области и опять принимают решение о необходимости немедленного строительства нового аэропорта. Одна характерная деталь: на эти слушания не были приглашены специалисты ни от аэропорта, ни от авиакомпаний, базирующихся в Омске, ни от предприятия аэронавигации Омского аэроузла. Обсуждалидействительно важней-
шую проблему для города и региона в целом кто угодно, только не специалисты.
Никто из представителей областной власти так и не объяснил народу, а что собственно случилось? Аэропорт находится на этом месте с 1929 года, 17 мая будет уже 80 лет. И все это время полеты происходили над теми же городскими кварталами, что и сейчас, только самолеты сейчас по сравнению с теми, что летали 30, 40 и 50 лет назад, стали более безопасными как с технической, так и с экологической точки зрения. Почему именно сейчас, в условиях жесточайшего финансового кризиса, когда объёмы тех же рейсов падают на 30% ежемесячно, когда денег в бюджете нет даже на социально важные для граждан нужды, нужно немедленно строить новый аэропорт. Молодогвардейцы, собирающие подписи за строительство аэропорта в Федоровке, не говорят людям, что на это строительство область планирует из Омского бюджета потратить 926 млн рублей и еще 4,3 млрд неизвестного инвестора. Никто не говорит, где будут брать остальные 20-25 млрд рублей, необходимые для завершения строительства Федоровки.
Жалобы ЧУСОВА
Против предприятия организована настоящая война силовых и всевозможных контролирующих структур Омской области. Возбуждаются уголовные дела на руководителя и председателя профсоюзного комитета предприятия, ежедневно работают по две-три комиссии проверяющих и контролирующих органов.
Возбуждение дел производится по заявлению бывшего работника предприятия Владимира ЧУСОВА, абсурдность обвинений которого абсолютно очевидна, поэтому эпопея эта длится уже почти год, но в суд не передаётся. Господин ЧУСОВ пишет депутату Госдумы от партии власти Валентину ЧЕРНЯВСКОМУ, действующему губернатору, в прокуратуру, обращается к руководству партии «Единая Россия». И вот парадокс: на каждую жалобу, подписанную этим гражданином, мгновенно идёт реакция от возбуждения уголовного дела до проверки того или иного направления деятельности предприятия. Например, последнее послание он направил в транспортную прокуратуру, из которой 16 февраля мы получили предписание цитирую: «Омской транспортной прокуратурой по жалобе ЧУСОВА В.В. проводится проверка исполнения ОАО «Омский аэропорт» требований законодательства о пожарной безопасности...». Чем же так знаменит пенсионер Владимир ЧУСОВ, кстати, врач по образованию, что любое его пожелание областные структуры мгновенно принимают к исполнению?
А знаменит он, пожалуй, двумя эпизодами в своей жизни. Это дружбой с владельцами компании «Антей», которой в нарушение закона омские чиновники продали земельные участки на территории Омского аэропорта, да еще по цене в 230 раз ниже кадастровой, и необоснованно полученным в прошлом году листком нетрудоспособности в Клинической психиатрической больнице им. Н.Н.Солодникова на период с 27 декабря 2007 года по 6 февраля 2008 года с причинением убытков Фонду социального страхования РФ в сумме почти в 30 тыс. рублей. Исковое заявление по этому поводу Омский аэропорт получил две недели назад.
Вызывает, мягко говоря, недоумение, тот факт, что на заявления и жалобы, написанные одним, с достаточно спорной репутацией, человеком, мгновенно следует реакция местной власти, а на заявления, подписанные почти полутора тысячами человек, желающих только одного, — не допустить экономического ущерба федеральному предприятию и сохранение его коллектива, или замалчиваются, или ограничиваются формальной отпиской.
Коммерсанты от «Антея»
Но бог с ним, с ЧУСОВЫМ. Гораздо интереснее в этой истории рейдерской атаки на федеральный аэропорт роль компании «Антей». Сама по себе это типичная маленькая авиакомпания, образованная в середине лихих девяностых на базе летного отряда ПО им. Баранова. Таких на просторах постсоветской России образовалось более 500 штук. Ей досталось четыре грузовых самолета, два из которых сгорели в авиакатастрофе, причем погибли люди, два других были срочно проданы от греха подальше девять лет назад. И в качестве авиакомпании «Антей» прекратил свое существование, продолжая заниматься обычной коммерческой деятельностью.
Проблемы у аэропорта с собственниками «Антея» возникли четыре года назад. В мае 2005 года в разгар землеустроительных работ, выполняемых кстати, за федеральные деньги по заказу теруправления ФАУФИ, ни с того ни с сего продаются три земельных участка площадью шесть гектаров с находящимися на них как федеральными, так и аэропортовыми объектами недвижимости. Уникальный в России случай, так как произошло это на охраняемой режимной территории международного, федерального, тогда еще стратегического аэропорта страны. Несмотря на то что, Земельным кодексом РФ это категорически запрещено. То есть «Антей» получил от областных чиновников своеобразный бонус и с азартом начал его отрабатывать.
И с этого момента мы погрязли в судах. «Антей» отказывался платить за коммунальные услуги с надуманными мотивациями, мол, будет решение суда – будем платить. Стал требовать постоянные пропуска для собственников компании и их работников для прохода и проезда на территорию аэропорта на своих машинах, но венец творения – это иск «Антея» о причиненном ущербе в связи со сносом недостроенного офисного здания. Якобы при производстве работ по устройству объездной дороги аэропорт разрушил недострой, который в 1996 году для компании «Антей» выполнила фирма-подрядчик из Екатеринбурга ООО «Техагросервис». В арбитражном суде «Антеем» были представлены договоры подряда, показания областных чиновников-землеустроителей, подтверждающих, что эта незавершенка была на их землях, и с аэропорта по решению суда было взыскано более 4 млн рублей.
Более наглого изъятия денег с федерального предприятия трудно себе представить даже в лихие 90-е, а уж сейчас такое, наверно, возможно только в Омске.
Проблема в том, что есть, на мой взгляд, абсолютно неопровержимые факты фальсификации доказательств, использованных в суде компанией «Антей», их очень много, остановлюсь только на одном. На наш запрос в Екатеринбург о фирме ООО «Техагросервис» получен ответ, что такая там зарегистрирована... в 2005 году. То есть никак не могла в 1996 году построить здание в Омске.
На все наши обращения, обращения прокурора области наши доблестные правоохранительные органы дают ответ, что господин ПОЗНАХИРЕВ не может дать объяснение, как так получилось, но раз суд решил взыскать с аэропорта более 4 млн рублей, значит, это правильно...
Господа ЯЩЕНКО и ПОЗНАХИРЕВ, истинные собственники «Антея», не сходят с экранов телевизора в передачах 12 канала, где очень живописно рассказывают о том, как самолеты поливают керосином головы омичей и что нужно немедленно убирать действующий аэропорт и строить новый. Ну, их мотивация понятна. Ими куплена за 1,5 млн рублей земля, причем расположенная так, что в случае ухода аэропорта только кадастровая ее стоимость составит более 350 млн рублей. За такие деньги по 12 каналу чего только не расскажешь.
Снова в красный пояс?
У американцев есть расхожее выражение, появившееся в период освоения дикого Запада, в период их бандитского капитализма: «Украл 50 долларов – получил два года тюрьмы, украл железную дорогу – стал сенатором». Был у них такой исторический факт. Похоже, мы при построении демократического государства с рыночной экономикой никак не хотим перешагивать через темные факты чужого опыта, а норовим залезть по самые уши во всю эту накипь и грязь, которая неизбежно появляется в переходный период.
Но есть понемногу и положительные моменты, дающие надежду, что и в России рано или поздно будет создано правовое и демократическое государство – это наличие какой ни есть, но оппозиции. И она реально существует. Примечательно, но факт: депутаты Госдумы от КПРФ принимают активное участие в защите интересов Российской Федерации от рейдерской атаки на ОАО «Омский аэропорт». Лидер оппозиции Геннадий ЗЮГАНОВ лично обратился к президенту России с заявлением и передал ему материалы по этой проблематике.
Как высказался один из работников нашего предприятия, если ЗЮГАНОВУ удастся отстоять Омский аэропорт, мы всем коллективом в КПРФ вступим. В каждой шутке есть доля шутки. Но опять получаются те же грабли. Областная власть, размахивая знаменами партии «Единая Россия», принимает титанические усилия, на деле ведущие к тому, что большое количество потенциальных избирателей разувериваются в партии власти и готовы примкнуть к стану оппозиции. Причем делает это так «талантливо», что, похоже, на следующих выборах Омская область опять попадет в красный пояс. А это вам не кукуруза за Полярным кругом, особенно в период жесточайшего кризиса и возможных масштабных социальных потрясений.
Господа ЯЩЕНКО и ПОЗНАХИРЕВ, истинные собственники «Антея», не сходят с экранов передач 12 канала. Их мотивация понятна. Ими куплена за 1,5 млн рублей земля, причем расположенная так, что в случае ухода аэропорта только кадастровая ее стоимость составит более 350 млн рублей. За такие деньги по 12 каналу чего только не расскажешь.
Сергей КРУГЛОВ