Одновременно администрация города предложила увеличить доходы бюджета на 70,2 млн рублей. Это остатки федеральных и областных денег на счетах города по состоянию на 31 декабря прошлого года, а именно средства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и реформирование муниципальных финансов. Впрочем этот бонус интересовал депутатов куда меньше, чем сокращение финансирования отрасли образования. Первоначально, когда вопрос впервые рассматривался на заседании комитета по финансово-бюджетным вопросам 19 февраля, депутаты решили рекомендовать горсовету принять документ только в первом чтении. А ко второму подготовить и направить обращение к Законодательному собранию с просьбой предусмотреть в областном бюджете недостающую сумму. Однако накануне заседания горсовета администрация инициировала внеочередной комитет, чтобы убедить-таки депутатов принять документ в целом.
— Проведя определенные консультации с депутатами после предыдущего заседания, мы пришли к выводу, что некоторые депутаты просто не поняли процесс формирования бюджета, — пояснила вице-мэр Татьяна ВИЖЕВИТОВА. — Мы обратились с просьбой собрать комитет вновь, чтобы более подробно все объяснить.
Суть объяснений сводилась к тому, что город вынужден сокращать финансирование образования не по своей воле. Более того, Бюджетный кодекс требует приведения параметров городского бюджета в соответствие с областным и расхождений в суммах перечисляемых субвенций быть не должно. Депутат Евгений АРОНОВ поинтересовался, нельзя ли выпавшие из бюджета города областные 27,9 млн рублей компенсировать за счет собственных доходов. Директор департамента финансов и контроля Богдан МАСАН сослался на 131-й ФЗ, согласно которому с 2005 года полномочия между Федерацией, субъектом и муниципалитетом строго разграничены, и для выполнения переданных полномочий определены доходные источники.
— Наши полномочия по отрасли образования заключаются в том, что мы должны создавать условия – обеспечивать техническое содержание зданий и сооружений и оплачивать коммунальные услуги, — пояснил вице-мэр Владимир КУПРИЯНОВ. — И мы эту функцию выполняем. Зарплату выплачивать мы не имеем права.
По оценкам администрации в связи с переходом на новую систему оплаты труда на зарплату учителей сегодня не хватает 80-85 млн рублей. Богдан МАСАН признался, что городскому бюджету есть куда направить дополнительные бюджетные доходы, если таковые вообще появятся. Так, например, городу необходимо изыскать дополнительно 24 млн на свою долю софинансирования бесплатного горячего питания школьников, а также найти 17 млн рублей на общественные работы для того, чтобы получить на эти цели из Федерации 57 млн.
— Совершенно оправданны опасения депутатов в той части, что отрасль образования может недополучить определенный финансовый ресурс (прежде всего на оплату труда), который, конечно, же необходим, — выступил на заседании горсовета мэр Виктор ШРЕЙДЕР. — И разрыв между необходимой суммой оплаты труда и той суммой, которая определена всеми уровнями бюджета, на сегодняшний день, к сожалению, имеется. Но мы не допустим сокращения штатной численности как в отрасли образования, так и в отрасли здравоохранения. Как бы тяжело нам ни было. Ряд ставок в этих отраслях переведем на финансирование за счет общественных работ.
Обращение в Законодательное собрание по поводу увеличения отчислений на заработную плату учителям депутаты решили доработать. Спикер горсовет Сергей АЛЕКСЕЕВ предложил двигаться по линии фракции «Единой России» и даже привел в пример недавний отчет на заседании областного парламента министра образования Александра СОЛОМАТИНА в ответ на «обеспокоенность депутатов состоянием дел в отрасли». Председатель горсовета забыл упомянуть только об одной мелочи – «обеспокоенность» в виде запроса в адрес минобразования выразили в Заксобрании не единороссы, а коммунисты.