— Валерий Васильевич, что представляет собой ваша фирма?
— Дистрибьюторская компания «ПродЭко» уже четырнадцатый год снабжает бакалейной продукцией (крупы, макароны, мука, чай, кофе и т.д.) розничную торговлю г.Омска и области
— И пострадали от недобросовестных действий этой розницы?
— Вот именно. Только в «Пятерочке» застряло два миллиона наших рублей. Закрылся «АТ Маркет», и пока непонятно, когда мы, оптовики, получим оттуда свои деньги. Задерживает платежи АЛПИ.
— Но первой оказалась сеть «Пятерочка»?
— У взаимоотношений с «Пятерочкой» есть некоторая история. Лет пять назад, когда она только-только выходила на омский рынок, Ассоциация омских продовольственных магазинов пыталась объявить ей как иногородней московской сети что-то вроде бойкота. Из этого, к сожалению, ничего не вышло, и «Пятерочка» начала функционировать и расти. И росла, надо сказать активно, даже слишком. Возможно, из-за этого очень скоро ее начало трясти.
— Когда вы почувствовали, что у «Пятерочки» проблемы?
— Около года назад. А в прошлом сентябре платежи от нее полностью прекратились.
— Были какие-то обещания, разговоры?
— Их было очень много. Сначала нас обещали регулярно собирать и информировать о состоянии дел. Потом делегация из Москвы и договор с ними вот-вот должен быть подписан, надо только подождать неделю, две, месяц. Потом еще месяц. И еще. Реструктуризацию долгов обещали сделать, вплоть до того, что разговор уже шел о расчете квартирами, магазинами, каким-то оборудованием. Потом нам заявили, что сеть приобретает «Акция» и каждый поставщик получит от нее оферту с обязательством рассчитаться по прежним долгам в течение года или двух. Но и этого не произошло. В итоге от трех компаний – ЗАО «Продторг», ООО «Продторг» и ООО «Омский торговый альянс» — мы ничего кроме обещаний не получили.
— В чем заключается идея Омского закупочного союза?
— Собрать поставщиков, пострадавших от действий «Пятерочки», иактивное купечество нашего города и выработать общие правила ведения торговли. Сегодня таких общих правил нет. Каждая сеть диктует нам свои собственные требования: оплата по реализации товара или с отсрочкой платежа месяца, два. Не хочешь? До свидания! Мы договоримся с твоим конкурентом. И так ломают нас поодиночке. И мы вынуждены уступать. Ведь притормозить товар мы не можем: есть обязательства перед производителем по приобретению определенного объема в оговоренные сроки и нередко по предоплате, есть арендованные склады, люди, наконец, которым нужно платить зарплату. Необходимы единые для всех правила, чтобы прекратилась нынешняя вакханалия и все участники цепочки – производитель, оптовик, розница – наладили ровные стабильные долговременные и добросовестные отношения. Каждый по отдельности мы не в силах повлиять на сети, а если поставщики объединятся в общественную организацию, это будет сила, с которой станут считаться. Нами уже продумываются разные варианты взаимоотношений с сетями. Рейтингование репутации, например. Если «Геомарт», сети «Астор» и «Формат» стабильно рассчитываются, то договоры с ними должны быть стандартные. А если у какой-то сети репутация подмочена, то риски должны быть забиты в договор, а может быть, даже работа с ними должна вестись только через факторинговую компанию. Все это пока обсуждается. Схема должна быть взаимовыгодна всем участникам процесса, включая покупателей.
— Чем она может быть выгодна покупателям?
— Простой пример. Сегодня ряд крупных производителей понижает цены на свою продукцию. Но конечный потребитель этого снижения не видит. Почему? Потому что товар проходит через оптовиков и распределяется в множество торговых точек, у каждой из которых свои наценки, свои условия, формы и сроки расчетов. Все пытаются себя подстраховать. Если будет принят единый механизм взаимодействия в цепочке опт-розница, то и каждое движение цены производителя будет сразу заметно всем. От этого в первую очередь выиграют рядовые покупатели.
— В помещениях, где была «Пятерочка», открываются магазины новой сети «Килограмм». Каковы взаимоотношения с ними?
— Наша работа в том и заключается, чтобы снабжать сети. Мы заключили договор с «Килограммом» и другими сетями и уже снабжаем их. Нам останавливаться нельзя: поставки, договоры с производителем — эта машина должна постоянно работать, иначе начнутся сбои. Но к этой сети отношусь с опаской, так как до сих пор непонятно: является ли «Килограмм» правопреемником «Пятерочки» и с кого требовать долги.
— Так может слишком много оптовиков в Омске?
— Рынок вполне вмещает всех оптовиков,но здоровую конкуренцию еще никто не отменял. У кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. Сетевики обычно работают сразу с двумя-тремя оптовиками, нередко сталкивая нас лбами и выгадывая на этом дополнительную маржу. Только объединившись, мы сможем противостоять этому давлению и убедить торговлю: если будем стабильно работать мы, то и они стабильно будут получать прибыль. Иначе дисбаланс, хаос и результат то, что случилось с «Пятерочкой».
— Когда Омский закупочный союз начнет работать?
— В апреле должно состояться организационное собрание.