Предыстория и перипетии
О государственной программе, призванной поддержать отечественный автопром, сказано и написано уже немало. Главный аргумент за: повышение спроса на автомобили, выпущенные в России (хотя бы и с использованием отверточной технологии) создает дополнительные рабочие места на автозаводах и у их смежников, что в свою очередь означает зарплаты для работников, налоги для казны и стимул к дальнейшему развитию для заводов, КБ и иже с ними.
Главный аргумент против: нельзя (а тем паче – в период кризиса) поддерживать тех, кто выпускает никудышную продукцию, которую никто не хочет покупать. Скептики приводят примерно тот же довод: ни уговоры, ни снижение процентов по кредиту не заставят людей покупать то, что им не нравится. Есть и другой аргумент: на тех, у кого деньги есть, скидка особого впечатления не произведет, а у тех, кто может клюнуть на скидку, денег на покупку все равно не хватит.
Очень много споров возникло и по поводу конкретных деталей реализации программы. Более всего копий сломано в процессе формирования списка автомобилей, при приобретении которых можно получить льготу по кредиту. Первоначально на официальном сайте Минпромторга, которому поручено «рулить» этой программой, был опубликован список из 30 моделей. На 12 апреля их там 29: куда-то исчез Volkswagen Jetta, но зато присутствует Chevrolet Niva, производители которой четко и ясно заявили, что снижать цену на эту модель (которая превышает установленную планку в 350 тыс. руб.) они не имеют возможности.
А вот компания Ford приняла решение снизить цену на базовую модификацию модели Focus с 388,7 до 345 тыс. руб. специально для того, чтобы машина попала под действие государственной программы субсидирования процентной ставки по автокредитам. Представители компании обещают, что при этом комплектация автомобиля не изменится, а цена будет частично субсидироваться за счет других вариантов. Как известно, с 1 апреля в среднем на 5% повысились цены на многие модели этой фирмы.
Федеральная антимонопольная служба и вовсе пригрозила возбудить дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции против авторов списка, которые не включили в него автомобили стоимостью менее 350 тыс. руб., производимые заводами ТагАЗ (Hyundai Accent), «Автотор» (Volga Siber) или «Русские машины». Разъяснения, полученные по этому поводу от Минпромторга, ФАС не удовлетворили. Так что не исключена дальнейшая корректировка перечня.
Банки
Как это ни странно, в разных СМИ можно встретить весьма противоречивые данные о том, где можно оформить автокредит на льготных условиях. Одни уверяют, что сделать это можно только в Сбербанке, другие говорят о двух банках. Не верьте! На самом деле их три: ВТБ 24, Россельхозбанк и Сбербанк. Только они удовлетворяют главным требованиям Правительства РФ: имеют филиалы по всей стране, а доля участия государства (Центробанка) в их уставных капиталах составляет не менее 50%. Но эти два обстоятельства – единственное, что их объединяет. В остальном перечисленные банки не слишком-то похожи друг от друга. Соответственно, отличаются и условия предоставления ими кредитов.
Согласно условиям программы, размер первоначального взноса по кредиту должен быть не менее 30%, так что максимальная сумма кредита составит 245 тыс. руб. Кредитная организация получает от государства субсидию в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сегодня это примерно 8,67% годовых) и на эту величину уменьшает свою стандартную ставку. Ни на размер этой ставки, ни на другие условия государство не покушается.
Типовой кредитный договор у каждого из банков тоже свой собственный. Точнее, у ВТБ 24 и Россельхозбанка они уже есть, а в отделениях Сбербанка типовая форма договора появится примерно 20 апреля. Но подать заявку на получение кредита можно уже сейчас.
ВТБ 24 – предлагает сразу 3 программы автокредитования, и льготу можно получить по любой из них. Во всех случаях кредит выдается на срок не более двух лет, а гасится аннуитетными (равными) платежами. Для получения кредитов по программам АвтоЛайт и АвтоЭкспресс достаточно предъявить паспорт и еще один документ (загранпаспорт, водительское или служебное удостоверение, военный билет). При этом АвтоЭкспресс оформляется всего за час и можно обойтись без страхования каско (но тогда ставка, первоначальный взнос и ежемесячная комиссия будут выше).
Оформить кредит можно в любом из 8 офисов банка, расположенных в Омске, а приобрести автомобиль – в любом из автосалонов-партнеров, список которых (с адресами и телефонами) можно найти на сайте банка. Сейчас их 40, но автомобили из списка Минпромторга продаются явно не во всех. Первый в Омске льготный автокредит был оформлен в головном офисе на пр. Маркса на покупку Lada Priora.
Россельхозбанк – гасится кредит по классической схеме — дифференцированными платежами, то есть каждый следующий взнос меньше предыдущего.
Оформить автокредит можно как в Омске (в допофисе на ул. Иркутской), так и в любом из 23 допофисов банка, расположенных в районных центрах области. У банка подписаны договоры пока что только с двумя уполномоченными автодилерами. Предполагается, что сельские жители скоро смогут при помощи Интернета в реальном масштабе времени выбрать себе автомобиль и забронировать его. Сейчас отрабатываются технические детали этой системы.
Сбербанк – установил комиссию в размере 2% от суммы кредита для тех, кто получает заработную плату по пластиковой карте банка. Гашение происходит по классической схеме с постепенным уменьшением платежей.
Оформить кредит можно в любом из 34 отделений, расположенных в Омске (6 из них специализируются на автокредитах), а также в любом из 9 отделений и допофисах, расположенных в районных центрах области. У банка имеются договоры о сотрудничестве с 9 автосалонами, но их число может и увеличиться. Оперативно согласовать покупку можно по телефону либо получить положительное решение кредитного комитета, а потом в течение трех месяцев выбирать подходящий вариант покупки.
И в Россельхозбанке, и в Сбербанке срок кредитования ограничен только предельной датой, а потому тем, кто планирует взять кредит по льготной ставке, следует поторопиться. Ведь сегодня максимальный срок кредитования может быть более двух с половиной лет, но чем дальше, тем он будет короче.
Прогнозы
Вряд ли кто-то сегодня сможет со всей определенностью сказать, как программа субсидирования процентной ставки по автокредитам повлияет на состояние авторынка. Отечественные автопроизводители, безусловно, рассчитывают на активизацию продаж. Более того, некоторые опасаются, что автомобилей самых популярных марок и моделей может попросту не хватить на всех желающих. Банки, участвующие в реализации программы, тоже надеются на увеличение количества заемщиков. Но далеко не все разделяют их оптимизм.
Андрей САПРЫГИН, начальник отдела организации и контроля розничного кредитования Омского филиала Банка «УРАЛСИБ» (входящего в десятку «самых автокредитных банков» по версии РБК) считает, что ситуация на рынке автокредитования в связи с началом работы этой программы существенно не изменится: «С началом кризиса заемщики, приобретавшие автомобили отечественного производства, стали более уязвимыми, уровень их доходов снизился. А покупка автомобиля даже при льготных ставках по кредитам — дело затратное (страховка, бензин и т.д.) Стоимость двух-или трехгодовалой иномарки сопоставима с ценой Лады «Калина» или Ford Focus отечественной сборки. И люди, планировавшие такую покупку в кредит, вряд ли пересядут на отечественные автомобили, т.к. уже привыкли к определенному качеству жизни. В крайнем случае, они отложат покупку до лучших времен».
Примерно такую же точку зрения высказывает немалое число посетителей автосайтов. Ведь в последние годы при покупке автомобиля подавляющее большинство россиян выбирало не между «нашим» и «не нашим», а между старой и новой иномаркой, и выбор целиком зависел от финансового положения покупателя.
Сейчас тем, кто мог рассчитывать только на покупку подержанных «иностранок», остается протестовать против повышения ввозных пошлин на них (очередные массовые выступления были намечены на 12 апреля) и надеяться на пересмотр этого решения. А для тех, кто все-таки способен приобрести в кредит новые Opel, Shevrole или Hyundai, существуют программы, аналогичные государственной, но только часть ставок по кредитам субсидируют поставщики этих автомобилей.
В 2008 году по программе компании General Motors в Омске активно работали Альфа-Банк и ЮниКредит Банк, сейчас такие кредиты выдает Сбербанк, готовятся приступить к кредитованию Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Реализацией программы компании Hyundai занимается Сбербанк.
Насколько действенными могут быть программы субсидирования ставок, показал опыт США: после запуска программы компании Hyundai продажи выпущенных ею автомобилей увеличились на 37%. (Правда, там дополнительно было обещано выкупать автомобили у тех, кто потеряет работу и не сможет выплачивать кредит).
ПРИМЕР: Кредит на покупку Lada Kalina
Стоимость автомобиля в автосалоне – 280 000 руб.
Сумма первоначального взноса (30%) – 84 000 руб.
Сумма кредита (основной долг) – 196 000 руб.
В Сбербанке: Срок кредитования – 32 мес., действующая ставка – 15%.
Без субсидии: Сумма процентов за 32 месяца – 41 200 руб.
Сумма первого платежа — 8 600 руб. с последующим уменьшением.
С субсидией: Сумма процентов за 32 месяца – 17 440 руб.
Сумма первого платежа – 7 180 руб. с последующим уменьшением.
В ВТБ 24: Срок кредитования – 24 мес., действующая ставка – 20%.
Без субсидии: Сумма процентов за 24 месяца — 45 020 руб.
Сумма ежемесячного платежа — 10 329 руб.
С субсидией: Сумма процентов за 24 месяца — 24 908 руб.
Сумма ежемесячного платежа – 9 520 руб.