Три крупнейшие компании на омском таксомоторном рынке — «РосАвтоТранс», «Единая Служба Такси» и «Юнис-Лада» — весной текущего года ввели тарифы по два и три рубля за километр. Как рассказал «КВ» директор «Единой Службы» Дмитрий ТОЛСТОКУЛАКОВ, сделали они это в виде «совместного проекта» — все три компании работают под общими брендами «Двойка» и «Тройка», рекламные щиты своих служб оформляют в едином стиле, и даже схема оплаты в названных тарифах у них совпадает. Однако, по заверениям руководителей, никакой договоренности между компаниями насчет «Двойки» и «Тройки» нет, заявки они принимают по разным телефонным номерам, стандарты обслуживания клиентов каждая компания оставляет свои. А одновременное введение низких тарифов объясняют реакцией на демпинговые цены мелких участников рынка.
Два или три
Первыми, по словам директора ОАО «РосАвтоТранс» Юрия ШАЛЫГИНА, до трех рублей за 1 км снизили тарифы в службе «По карману». Сейчас на рынке такси налицо некий разнобой: минималка колеблется в пределах от 50 до 100 рублей, а километраж — от 2 до 10 рублей. Чаще всего в минималку включены первые два километра (тогда она стоит от 80 до 100 рублей), но иногда это только подача машины (от 50 до 80 рублей).
Обзвонив все двухрублевые службы, «КВ» пришли к выводу, что низкий тариф используется скорее как маркетинговый ход, чем как реальная возможность сэкономить для пассажира. Так, во всех «Двойках» по два рубля будут стоить только первые 10 км, а каждый последующий километр обойдется уже в пять рублей. Двухрублевые тарифы «Содружества независимых такси» — такая же фикция: «Лига» считает стоимость поездки по схеме «Двойки», а «Премьер» после 20 км пути добавляет к общей сумме 50 рублей. Кстати, диспетчер «Премьера», которой корреспондент «КВ» задал вопрос о расценках, о последнем обстоятельстве ничего не сказала. Более привлекательными на этом фоне выглядят «Тройки» — при минималке 90 рублей и 3 рубля /км. По трехрублевому тарифу, кроме «Тройки», ездят «АИС», «По карману», «Трешка». Такси «Дешевое» (относится к «Единой службе») везет до 10 км по 3 рубля, а дальше по 5 рублей, а «Зеленоглазое» к трехрублевому тарифу на каждые 10 км добавляет по 10 рублей.
Другие тарифы
В ОАО «РосАвтоТранс», кроме «Двойки» и «Тройки», еще порядка 10 служб такси. Это «Желтое такси», «Розовое», «Эконом», «Семерка» и другие. Все они ездят при минималке в 90 руб и пятирублевом тарифе за километр. По словам ШАЛЫГИНА, общность тарифов дает возможность разным службам обмениваться заявками без ущерба для кошелька клиента. Напомним, что 19 мая около 200 водителей компании собрались на несанкционированный митинг у «Континента», после которого некоторые СМИ написали о массовых увольнениях в «РосАвтоТрансе». На вопрос корреспондента «КВ» о том, что произошло на самом деле, Юрий ШАЛЫГИН ответил следующее: «Во-первых, я никого из водителей уволить не могу, так как они на меня не работают. Водитель заключает с нашей компанией договор как ИП. Мы расторгли договоры с несколькими водителями из тех, что были на митинге и в пьяном состоянии пытались перевернуть машину моего заместителя. Но это всего семь человек». Причиной для митинга послужило объявление по рации о повышении стоимости заявок, однако, как заверили «КВ» в руководстве «РосАвтоТранса», водители по-прежнему с принятой заявки платят по 30 рублей, а на низкобюджетных тарифах — по 20. При этом работают они одновременно и по рации и через интернет-систему. В других такси, например Мособлтранса, водителям предлагается два варианта — работать с Интернетом или без. Водитель такси «Мигом» Николай рассказал корреспонденту «КВ» про принятую в компании схему оплаты диспетчерских услуг: «Если я работаю только с рацией, плачу 600 рублей в неделю. Но заказов на рации мало, и приходится подключать Интернет. Это уже 500 рублей в неделю и 20 рублей с каждого заказа».
«Единая Служба Такси» сегодня, по словам господина ТОЛСТОКУЛАКОВА, обеспечивает заявками около 30 служб (кстати, в 2005 году их было столько же, а весной прошлого года всего 12). Работа проста — если собственные машины «Единой Службы» в течение нескольких минут не берут заказ, он становится доступен всем сотрудничающим с компанией службам. Кроме того, как полагают «КВ», действует еще и обратная схема — в некоторых службах продвигают брэнды «Единой». Директор «Каравана» Михаил ПИВОВАРОВ подтвердил корреспонденту «КВ», что работает совместно с «Единой службой Такси» и по телефонам «Каравана» можно вызвать не только «Двойку» или «Тройку», но и еще один тариф с низкой стоимостью «Ведерко» ( 4 руб / км). Кроме «Ведерка», из «экстремальных» названий такси в фирме ТОЛСТОКУЛАКОВА прижился «Колобок», а запомнившаяся яркой рекламой «Кобылы заморские. Пять целковых за версту» служба «Свистулька» вместе с «Пятачком» ушла в прошлое. Теперь по телефонным номерам последних отвечают «Двойка» и «Тройка».
Московское ОАО «Мособлтранс» (такси «Навигатор», «Мигом») на трансформации местного рынка отреагировало одним из первых, организовав такси «Тачка» со стоимостью подачи машины в 50 рублей. «Юнис-Лада» тоже занялась раскруткой тарифов с низкой стоимостью. В компании появились «Копейка», «Чудо», «Двойка». При вызове службы «Юнис-Лада» диспетчер предлагает предварительно подсчитать стоимость проезда и просит назвать точные адреса. Расценки называть диспетчер отказался, однако на сайте компании указана стоимость 7 руб. / км при минимальной оплате в 80 руб. Напомним, что разрешенный РЭК Омской области максимальный тариф на проезд в легковом такси с 1 января 2009 года составляет не более 9 рублей за 1 км и 90 рублей за минималку. По данным «КВ», рекомендации РЭК на сегодня нарушают только такси «Лидер» (100 рублей минималка) и такси «Леди» (10 руб./ км).
Прогнозы
Дальнейшие прогнозы руководители таксомоторных компаний делают с осторожностью. По словам Дмитрия ТОЛСТОКУЛАКОВА, цены устаканятся к осени текущего года. Юрий ШАЛЫГИН считает, что «двух- и трехрублевые тарифы останутся, но и по 5 руб / км такси тоже будут ездить. Но самые низкие расценки на такси, при которых компания будет работать с прибылью, — это минималка в размере 80 рублей и 5 руб / км». По мнению одного из участников рынка, пожелавшего остаться неизвестным, введение двух- и трехрублевых тарифов не дает ощутимой выгоды для пассажиров, так как «и в схемах оплаты есть свои лазейки, и водитель ездить себе в убыток не будет, а найдет способ насчитать лишнюю десятку». Таксометры, защищающие клиентов от обсчета, оборудованы далеко не во всех службах, в некоторых такси с той же целью пользуются простыми бумажными бланками. Наиболее предприимчивые среди таксистов в обострившейся конкуренции вводят дополнительные услуги. К примеру, в такси «АИС» функционирует услуга «Трезвый водитель» — для тех, кто выпил и не может сам сесть за руль своего авто. А еще недавно на остановках появилось объявление об «антикризисном» такси, которое возит в долг. Рассчитаться с доверчивым таксистом можно в течение трех дней, но в залог придется все-таки что-нибудь ценное оставить.